Василий Авченко рассказывает, почему его героем стал ученый, писатель, исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев

8 апреля в России и за рубежом пройдет 20-й по счету Тотальный диктант, в ходе которого все желающие смогут проверить свой уровень владения русским языком. По традиции текст пишет кто-то из отечественных писателей. Это сделает в 2023 году автор "Родины", журналист и прозаик из Владивостока Василий Авченко.

Василий Авченко рассказывает, почему его героем стал ученый, писатель, исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев
© Российская Газета

Ниже он рассказывает, почему его героем стал ученый, писатель, исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев (1872-1930), 150-летию со дня рождения которого "Родина" посвятила сентябрьский номер прошлого года (познакомиться с ним можно на сайте rodina.rg.ru).

Владимир Арсеньев и его проводник Дерсу Узала. 1907 год.

Арсеньев был человеком ломоносовского типа. Имевший за плечами лишь пехотное юнкерское училище (дальше - самообразование), он занимался полутора десятками наук одновременно. Офицер, военный географ стал археологом, этнографом, лингвистом, ихтиологом, орнитологом, музейщиком, геополитиком, защитником коренных народов, борцом с хунхузами...

Практическая значимость карт, которые он составлял, естественным образом осталась в прошлом. То же можно сказать о служебных отчетах; что до научных работ, то они остаются полем интереса узких профессионалов. Сегодня мы помним Арсеньева главным образом благодаря его книгам, написанным для широкого читателя. Прежде всего это "По Уссурийскому краю" и "Дерсу Узала". Они объединены общим героем - гольдом (нанайцем) Дерсу Узала, таежным человеком, живущим в гармонии с собой и миром. В 1906-1908 годах он был проводником, другом и в каком-то смысле учителем Арсеньева.

Наследие Арсеньева.

Именно эти книги, написанные на стыке документального и художественного, продлили память о самом Владимире Клавдиевиче, его делах и спутниках.

Говоря об Арсеньеве-писателе, мы должны отметить: это тот самый случай, когда личность и судьба литератора интересны и важны никак не меньше, чем его книги (то же можно сказать о Джеке Лондоне, Эрнесте Хемингуэе, Олеге Куваеве). Жизнь его - увлекательный сюжет с невыдуманными приключениями, победами, драмами. Только что владивостокское издательство "Рубеж" выпустило экспедиционные дневники Арсеньева, которые он вел в 1906-1930 годах, путешествуя по Дальнему Востоку, - от Приморья и Амура до Гижиги и Командор. Его личность видится всё полнее, рельефнее и отчетливее.

"Космос удэгейцев" - так он озаглавил одну из рабочих записей; теперь мы можем говорить о воссоздаваемом космосе Арсеньева.

С одной стороны, это настоящий интеллигент, причем не по происхождению или кругу общения, а по природе. Однажды китайцы в тайге даже приняли его за писаря, сочтя начальником хорунжего Анофриева, который "кричал на них, ругался и гнал из чистой половины в помещение для рабочих". Самого Арсеньева ругающимся представить сложно.

С другой стороны - романтик с подлинно поэтическим взглядом на мир. "Всё, что написал В.К. Арсеньев, - это поэма", - справедливо говорил лирик Арсений Несмелов.

С третьей - пассионарий. Невероятно дисциплинированный, целеустремленный человек железной воли. Мало кто знает, что он уже в молодости не был здоров, с какого-то момента получил инвалидность, которую скрывал. Сердце, легкие, сосуды, желудок... У Арсеньева был целый букет заболеваний, но он до последних дней ходил в тяжелейшие походы и ни на что не жаловался. Повторял: "Работай или умри - это девиз природы. Если ты перестанешь работать, то умрешь умственно, нравственно и физически".

Наследие Арсеньева.

Жизнь Арсеньева - редкий для нашей страны пример самореализации путем не покорения, а оставления столицы. Уроженец Петербурга, он в 1900 году по собственному желанию перевелся на Дальний Восток. Жил то во Владивостоке, то в Хабаровске, городам предпочитал таежные сопки и распадки.

При всех властях - от царя и Временного правительства до Советов - служил своей стране. От предложений эмигрировать отказался. Занимался всегда одним и тем же: защитой интересов России, как бы она ни называлась в данный исторический период, изучением ее далеких окраин, вопросами заселения и освоения Дальнего Востока. Именно Арсеньев стал здесь связующим звеном между эпохами, нитью, сшивающей разорванное очередной смутой полотно русской истории.

Еще одно важнейшее его дело - охрана природы. Арсеньев - один из первых российских экологов, причем природоохранник в нем всегда был неотделим от государственника. Вопросы о принятии "охотничьего закона", борьбе с браконьерством, недопустимости потребительского отношения к природе, создании заказников и заповедников он поднимал задолго до того, как они вошли в общепринятую повестку.

Текст Тотального диктанта-2023 (для меня важно, чтобы он был не только проверкой грамотности, но и неким важным посланием) посвящен именно этой стороне разноплановой деятельности Арсеньева. Если человека он называл "бичом Земли", "самым ужасным, свирепым и беспощадным хищником", то тайгу - храмом. Предрекал, что уже в ХХ веке в ней не останется оленей и тигров.

Этого, к счастью, не случилось. И во многом - как раз благодаря словам и делам самого Арсеньева.

После 8 апреля текст Тотального диктанта будет выложен на сайте rodina.rg.ru