За что россияне любят и ненавидят летние кафе

Чтобы кафе открыло уличную веранду, больше не нужно оформлять право на земельные участки. Такое постановление кабмина подписано 22 марта. Это поддержит предпринимателей и увеличит количество летних кафе в стране. Посетители любят их за непринужденную атмосферу, а живущие по соседству ненавидят за шум и табачный дым. Какие правила должны соблюдать сезонные веранды и как защитить себя от связанных с ними неудобств, выяснила «Парламентская газета».

За что россияне любят и ненавидят летние кафе
© Парламентская газета

Чем проще, тем лучше

Короткий теплый сезон россияне стараются провести на воздухе, в том числе на верандах летних кафе. Только в одной Москве, где получить землю под веранду уже можно без оформления земельно-правовых отношений, готовятся к сезону 3328 таких площадок. Постановление кабмина позволит поступать аналогично по всей стране.

Правительство включило летние веранды в перечень объектов, для размещения которых не нужно оформлять право на земельные участки. Но есть условие: земля должна находиться в государственной или муниципальной собственности, участок не должен быть уже предоставлен под другие цели.

Быстрое и комфортное для предпринимателей оформление — это благо как для них самих, так и для туристического облика городов, на который влияют и летние кафе, сказал «Парламентской газете» вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов: «Веранда создает удобства для горожан и гостей, но не несет существенной дополнительной выручки для ресторана. Аудитория в летние месяцы просто перетекает из помещения на свежий воздух».

При этом, по его словам, летние веранды очень востребованы у гостей и люди с удовольствием ими пользуются. Поэтому заведения, у которых веранды есть, получают преимущества.

В столице сезон летних кафе начнется 1 апреля и продлится до 1 ноября, а монтаж и обустройство веранд владельцы начали уже с 15 марта. Установить их предприниматели могут бесплатно, подав электронное заявление через портал mos.ru.

Лето под тентом станет чуть дороже

Средний чек для посетителей, по словам Прасова, может вырасти в летний сезон на технические десять процентов. «Вопрос здесь не в том, что ресторатор понес дополнительные затраты на оборудование веранды, — пояснил эксперт. — Есть определенная себестоимость продуктов, человеческого труда, коммуналка — что из этого стало дешевле? Рестораторы — заложники ситуации, их затраты растут».

При этом кафе и ресторанам, рассчитанным на широкую аудиторию, самим невыгодно накручивать ценник. «Неправильно выстроенная ценовая политика может привести к тому, что заведение будет стоять без гостей, а в соседних посетителей будет больше», — добавил Прасов.

Шашлыками пахнуть запрещено

В каждом регионе устанавливают свои правила работы сезонных веранд. В Москве их регулируют постановлением правительства города.

Веранды не должны мешать пешеходам на тротуаре и перекрывать доступ к общественному транспорту. Их можно устанавливать не менее чем в 25 метрах от входа в метро, не менее в 5 метрах от подземного перехода и 10 метрах от остановок транспорта.

Тенты и зонтики летних кафе не должны быть выше первого этажа здания.

Если веранда открыта при ресторане, расположенном в жилом доме, ей нельзя мешать жителям острыми запахами — шашлычными или чебуречными. Освещение веранды не должно падать на окна квартир.

С 23 до 7 часов летним кафе запрещены звукоусилители, пение, игра на музыкальных инструментах и любые действия, нарушающие покой и тишину.

Жаловаться с умом

Летние веранды повышают доступность ресторанов и кафе, увеличивая число посадочных мест, сказал «Парламентской газете» председатель Союза потребителей Петр Шелищ, и вдобавок обеспечивают больший комфорт посетителям в жаркое время. Но, по его словам, не существует в мире ничего такого, что нравилось бы абсолютно всем — жалуются россияне и на летние веранды.

«Пешеходы могут быть недовольны тем, что приходится летние кафе обходить. Те, кто живет рядом, могут жаловаться на шум или увеличение количества пищевых отходов в общем месте их сбора», — рассказал Шелищ.

В первом случае можно пожаловаться в муниципалитет, во втором — в Роспотребнадзор. Их представители должны будут проверить, не нарушены ли требования, установленные законом.