От экскурсий до свиданий: как регионы ПФО привлекают туристов ретротранспортом
«...Туристическая карета. Почему у нас таких нет? Есть ретроэлектрокары в Кремле и на Ярмарке, ретротрамвай тоже есть. Достаточно? Поручил проработать. Может, запустить и ретроавтобус? Подумаем», – написал глава Нижегородской области в своем телеграм-канале во время поездки в Санкт-Петербург. Что ж, давайте разберемся, а что у нас есть и что нам нужно еще? Ретротрамваи В Нижнем Новгороде самым известным видом ретротранспорта являются именно трамваи. Их появление в городе в свое время наделало немало шума. К примеру, закупку вагонов в стиле ретро раскритиковал известный блогер-урбанист Илья Варламов*. Он посетовал, что на потраченные средства можно было купить партию новеньких транспортных единиц или отреставрировать уже имеющиеся исторические. «Если бы администрация сейчас закупила «обычные» современные трамваи, да еще и без лизинговой переплаты в 50 %, на сэкономленные деньги можно было бы найти и отреставрировать несколько настоящих трамваев тех моделей, которые ходили в городе в советское время. Это было бы куда полезнее для города с точки зрения туристической привлекательности», – отметил блогер. Тем не менее история с ретротрамваями получила свое развитие. Так, по улице Рождественской в теплое время года ходит старинный вагон 1938 года выпуска. Правда, застать его бывает непросто: в день, как правило, проводится всего три поездки. Зато есть ежедневная возможность покататься по центру города на трамваях с деревянными сиденьями (тех самых, которые раскритиковал Варламов*). Любовь к старинным трамваям в Нижнем Новгороде объяснима. Именно этот город считается родиной трамвайного движения в России, начавшегося в конце XIX века. Однако встречается электрический ретротранспорт и в большом количестве других населенных пунктов ПФО. К примеру, жители и гости Казани имеют возможность прокатиться на трамвае «Тюбетейка», который ходит от железнодорожного вокзала до речного порта и обратно. В пути пассажиры могут не только насладиться видами города, но и послушать экскурсию от аудиогида, доступную на семи языках, а также познакомиться с национальной кухней (эчпочмак, элеш). Экскурсионный ретротрамвай с аудиосистемой и телевизором, курсирующий по выходным от железнодорожного вокзала через центр города к Волге, также был выпущен на линию в Саратове. Возможность работы исторических вагонов прорабатывается и в Уфе. Транспорт планируют закупить к 450-летнему юбилею города, который будет отмечаться в 2024 году. Развитием туристической привлекательности населенных пунктов с помощью электротранспорта занимаются не только власти и муниципальные предприятия, но и частники. К примеру, жителям Перми предлагают экскурсии в трамвае-кафе. Пассажиры могут прокатиться на вагоне 80-х годов выпуска, познакомиться с городом, подкрепиться блюдами из меню, а также арендовать транспорт для свидания, вечеринки или корпоратива. Ретротроллейбусы Не только трамваи могут перенести пассажиров в атмосферу прошлого. В Кирове и Чебоксарах делают ставку на другой вид электротранспорта – троллейбусы. В столице Чувашии ЗИУ-5, начавший работу еще в 1964 году, вышел в рейс в последние дни 2022 года. Троллейбус отправили на самый протяженный городской маршрут – №1 – и украсили гирляндами и мишурой. Пассажиров в салоне встречали Дед Мороз и Снегурочка. В столице Кировской области в прошлом году в честь 77-летия Победы в Великой Отечественной войне было решено поставить на праздничный маршрут отреставрированный ЗИУ-5 1970 года выпуска и 70-летний МТП-82. Часть деталей для обновления машин закупалась у коллекционеров. В феврале 2023 года глава администрации Кирова Вячеслав Симаков поручил проработать вопрос о том, чтобы использовать этот транспорт на регулярной основе для проведения экскурсий и привлечения туристов. Тема обсуждается с турагентствами. Ретропоезда Еще одно довольно популярное направление – ретропоезда. Одним из плюсов для путешественников является возможность отправиться на таких составах в туры выходного дня, то есть здесь уже идет речь о развитии регионального туризма. Нижегородцы в 2022 году смогли добраться на ретропоездах до Семенова и до фабрики мороженого на Бору. Из Самары и Жигулевск в начале 2021 года впервые отправился в путь ретросостав с легендарным паровозом «Лебедянка». Вагоны транспорта для погружения пассажиров в историческую атмосферу оформили в стиле конца XIX – начала XX веков и украсили винтажными атрибутами и репродукциями картин художника Александра Баканова. А в 2022 году появилась информация о запуске регулярного ретросостава до Тольятти. В Йошкар-Оле был намечен выход ретропоезда на паровозе П-36 до Казани, который должен перенести жителей и туристов в эпоху советского времени. Изначально планировалось, что транспорт начнет работу летом 2022 года, но позже старт был перенесен. *Физлицо, выполняющее функции иностранного агента. Фото: Maksim Konstantinov / Global Look Press / globallookpress.com; Dmitry Chasovitin / Global Look Press / globallookpress.com; Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com