Титестер, фумелье и другие: новые профессии в сфере столичного туризма
Туризм охватывает свыше полусотни отраслей экономики, каждое 14-е рабочее место в столице так или иначе связано с индустрией гостеприимства. Сфера меняется вслед за предпочтениями самих туристов, и работа в туротрасли — это не только продажа путевок и рассказы о достопримечательностях, но и новые направления — виртуальные, гастрономические, экологические. Поэтому появляются новые, редкие профессии.
«Гостеприимство — важнейшая черта Москвы и москвичей. В туристической отрасли столицы сегодня занято порядка полумиллиона человек. Это представители совсем разных профессий, ведь туризм объединяет более 50 отраслей — от пассажирского транспорта и гостиниц до музеев и галерей. Но этим, конечно, сфера не ограничивается: в отрасли также работают маркетологи, менеджеры и ИТ-специалисты. Для привлечения в индустрию гостеприимства новых кадров Мостуризм инициирует обучающие программы для студентов профильных специальностей. Их учат тем навыкам, которые понадобятся им в будущем, — стратегическому мышлению, управлению изменениями, решению конфликтов и клиентоориентированности. В рамках курса ребята могут на практике применить полученные в вузах знания, а некоторые — устроиться на работу и получить возможность стажировки в ведущих столичных туристических компаниях», — рассказал председатель Комитета по туризму города Москвы Евгений Козлов.
Редкие и ценные
Титестер пробует чай, фумелье готовит сигары, а тифлокомментатор составляет описания достопримечательностей для слабовидящих гостей города. Эти специалисты тоже трудятся в сфере туризма. Не на слуху такие профессии из-за своей специфики — чаще к ним обращаются люди, для которых эти названия уже привычны.
Например, организацией экскурсий для людей с нарушением слуха занимается «глухой» экскурсовод. Профессия появилась в России шесть лет назад.
«Неслышащие люди постоянно прибегают к услугам переводчиков русского жестового языка — это очень интересная и востребованная профессия с постоянной занятостью. Кроме того, с недавних пор появляется все больше “глухих” экскурсоводов — они знают все нюансы работы, понимают особую культуру людей, которые с рождения ничего не слышат. Например, слабослышащие люди — абсолютные визуалы, поэтому им сначала нужно дать время ознакомиться с экспонатом и лишь потом о нем рассказывать», — уточняет исполнительный директор Ассоциации глухих и слабослышащих экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков Марина Чернова.
«Глухих» экскурсоводов в стране чуть больше 1100 человек. Цифра невелика, но, как отмечают эксперты, интерес к профессии растет. Такие специалисты работают в музеях на постоянных экспозициях, подключаются к работе с онлайн-проектами для туристов. С ними в тандеме трудятся и переводчики русского жестового языка.
За прием и размещение гостей в отеле отвечает привратник — важный специалист в сфере гостеприимства, ведь впечатление от поездки во многом зависит и от того, как встретят туристов в гостинице.
Еще один специалист, отвечающий за комфорт гостей, — шеф-консьерж. Он поддержит, подскажет, выслушает и объяснит. Постояльцы обращаются к нему, когда им нужен врач, магазин цветов, хороший стилист и другие специалисты, выбрать которых без знания города бывает трудно.
В сфере туризма востребованы специалисты, которые умеют говорить на редких языках, разбираются в экологической повестке, могут организовать спа-тур или составить уникальный маршрут.
Востребованные и популярные
Одна из самых популярных специальностей в области туризма — экскурсовод. По данным Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и менеджеров, в столице аттестованы более 3,7 тысячи специалистов.
«На первый взгляд наша работа может показаться проще, чем она есть на самом деле. Однако за любым готовым продуктом в виде оформленного многодневного тура скрывается длительная предварительная работа, личный контроль качества оказываемых услуг. Это и инспекционные визиты, и поиск подходящих меню, транспорта, отелей и лучших сервисов. Маршрут, перелеты, остановки, проживание, гиды в сопровождении или прокат транспортных средств организовывают в соответствии с требованиями наших клиентов. Туры в Россию, как правило, не бывают короткими, наши гости хотят получить как можно более полное впечатление о стране, поэтому выбирают сложные многодневные маршруты. Приходится продумывать каждую мелочь», — рассказывает переводчик столичной турфирмы Яна Латаш.
По ее мнению, спрос на гидов и экскурсоводов всегда будет высок, ведь люди все больше осознают ценность путешествий и рассматривают их как инвестиции. Растет спрос на впечатления, новые знания, получаемые через опыт.
Необходимые навыки
Для работы в туристической отрасли желательно владеть иностранными языками, знать, как организована туристская деятельность, разбираться в экономике, менеджменте и маркетинге. В профильных вузах изучают около 30 специальных дисциплин.
Высшее образование в сфере туризма можно получить в 14 вузах Москвы. Среди них Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Московский государственный лингвистический университет, Российская международная академия туризма, Московский государственный университет культуры и искусств, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова и другие.
Чтобы стать экскурсоводом, не обязательно переучиваться — достаточно иметь законченное высшее образование вуза с гуманитарным профилем. Либо пройти курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации по специальности «туризм, гостеприимство, экскурсоведение».
Что касается гибких навыков, то в туризме важны эмпатия и эмоциональный интеллект, умение работать в команде, стрессоустойчивость и умение распределять время, стратегическое мышление и творческий подход к решению проблем.
Начать карьеру в туризме можно в любом возрасте и с любой специализацией.
Будущие двигатели туротрасли
В «Атласе новых профессий» (альманах профессий будущего, актуальных для российской экономики) туризм представлен в виде обширного списка специальностей. По мнению экспертов, рост конкуренции и автоматизация станут основными двигателями отрасли. По этой причине в сфере уже появляются такие необычные специальности, как консьержи робототехники (они контролируют гостиничных роботов) и режиссеры индивидуальных туров, которые создают уникальные программы путешествий по конкретным запросам.
Помимо этого, одним из перспективных направлений развития туризма становится цифровизация. Разработка и продвижение цифровых туристических услуг (виртуальных экскурсий) активно проводится в большинстве музеев, выставочных центрах и галереях. Также идет активная работа над инструментами дополненной реальности и искусственного интеллекта — в скором времени туристы смогут узнать об истории посещаемых мест или посмотреть в 3D-графике, как они выглядели раньше.