Петропавловск-Камчатский приступил к масштабной реновации

Правительство страны утвердило долгосрочный план комплексного социально-экономического развития Петропавловска-Камчатского. Это первый из дальневосточных городов, начинающих по поручению президента страны "перезагрузку".

Петропавловск-Камчатский приступил к масштабной реновации
© Российская Газета

Разработку документа для камчатской столицы вела группа экспертов, среди которых - специалисты ФАНУ "Востокгосплан" при Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Руководитель института Михаил Кузнецов рассказал "РГ", как Петропавловск будет уходить от монозависимости и менять "экономическую душу".

Михаил Евгеньевич, до недавнего времени шла речь о мастер-планах развития городов ДФО. А принят был план комплексного развития - это один и тот же документ?

Михаил Кузнецов: Мастер-план - точка сборки всей конструкции. Он прогнозирует, какой будет душа города, что за базовые отрасли станут наполнять его "карманы", в чем значимость города для страны вообще. Исходя из этого проясняется соотношение жилой и деловой застройки, структурирование общественных пространств, особенности транспортной системы. Комплексный план - это уже перечень мероприятий с расчетными эффектами ключевых проектов. То есть существует стратегия и существует план ее реализации. Мастер-план задает основной вектор. Комплексный план его детализирует, отвечая на вопрос: "Сколько вешать в граммах?".

Мастер-планы разрабатывают 25 городов Дальнего Востока. Каждый из них, конечно, уникален. Но ведь есть и сходство, которое будет учитываться в документах?

Михаил Кузнецов: Помните, Лев Толстой говорил, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастливые несчастливы по-своему. У нас ситуация обратная. Дальневосточные города "несчастливы" одинаково, а "счастлив" каждый по-своему. В чем общее несчастье? Это, конечно, изношенная инфраструктура ЖКХ, высокая доля аварийного жилья, а еще - скудные общественные пространства. Большей частью они плохо структурированы, как будто "набросаны" по-быстрому, без продумывания структуры и логики развития города.

Петропавловск-Камчатский сейчас. Фото: Инесса Доценко/РГ

У Петропавловска-Камчатского, как и у остальных "собратьев", ветхая инфраструктура, старый жилой фонд. Город живет отдельно от своего ключевого достояния - бухты и моря. От повседневной жизни отрезана промышленная береговая линия. Центр абсолютно безжизненный. Создается впечатление, что людей там нет. Очень монотонная и очень необустроенная окружающая среда. В четырехзвездочную гостиницу едешь мимо настолько старых и некрасивых домов, что жить потом в этом отеле даже как-то неудобно перед горожанами. Чтобы избежать известного криминалистам и экономистам эффекта "разбитых окон", нужно эти окна "застеклить" и сделать город привлекательным для туристов.

С другой стороны, Петропавловск не может не понравиться благодаря природе, своему уникальному расположению, морю, вулканам. Чтобы город стал соответствовать этому ландшафту, надо его туда "вписать". Он должен стать по-настоящему туристическим хабом. Турист сегодня видит в камчатской столице серость, безжизненность, грустную инфраструктуру. А город должен быть точкой притяжения с отличными ресторанами, развлечениями, возможностями для прогулок.

С какими сложностями пришлось столкнуться вашей команде при разработке экономического обоснования комплексного плана?

Михаил Кузнецов: Статистика по городам находится в удручающем состоянии. Мы сегодня все собираем, можно сказать, вручную. Большое внимание уделяем интервью, обсуждениям, обратной связи от горожан. Регион долгое время был в довольно депрессивном состоянии, и поиск новых идей, направлений развития - вызов. Город привык к своему текущему укладу: оборонная тема, рыба и немного туризма. Последний в городском хозяйстве мало заметен. Вот необходимость изменения структуры экономики Петропавловска-Камчатского - та самая сложность и интеллектуальный челлендж. Нужно поменять "экономическую душу" города.

И какой уклад предлагается теперь Петропавловску?

Михаил Кузнецов: Столица Камчатки является сейчас базой рыбной отрасли, но береговая инфраструктура должна стать точкой роста новых отраслей экономики. Мы как экономисты не можем не отметить, что монозависимость от рыбы - это не очень хорошо, это для современного города риск. Да, мы надеемся, что лосось и минтай никуда не денутся. Но хочется, чтобы кроме этого были и смежные индустрии, и высокие технологии, и специализированная наука.

Ставка делается на туризм. Увеличение туристического потока, количества дней пребывания, среднего чека в обмен на более высокий уровень сервиса и разнообразия времяпрепровождения. В рыбной отрасли - увеличение доли переработки и специализированных смежных индустрий. Судоремонт, реконструкция и строительство новых мощностей. И наконец, развитие науки и креативной индустрии. Могут и должны возникать на стыках базовых отраслей стартапы, которые обслуживают, допустим, судоремонт или ту же рыбопереработку. Туризм, кстати, тоже очень хороший драйвер для креативных индустрий. Сюда можно подтянуть и ремесла, и все, что связано с досугом.

Города ДФО "несчастливы" одинаково. Изношенная инфраструктура ЖКХ, высокая доля аварийного жилья, а еще - скудные общественные пространства

Очень важно создание центров активности внутри города - это, во-первых, развитие, реконструкция исторического центра, придание ему динамики. Во-вторых, активизация новой жилой застройки. На Камчатке 70 процентов домов можно назвать ветхими. Есть целый ряд проектов, связанных со строительством жилого фонда. Здесь же - реновация ЖКХ, транспортной и энергетической инфраструктуры. План довольно обширный.

Вы говорите о туризме как одной из главных отраслей в развитии полуострова и его столицы. А все-таки, не "вытопчут"?

Михаил Кузнецов: Есть пословица: когда пьешь воду - помни об источнике. То же самое про туризм. Туристический поток может распределяться между ландшафтными, санаторно-курортными и иными объектами таким образом, что ежедневная нагрузка на уникальные достопримечательности типа Долины гейзеров будет в пределах нормы.

Кроме того, разноуровневая структура туристического потока не значит, что на Камчатку должны хлынуть миллионы людей за условные три копейки. Такое путешествие должно быть достаточно дорогим. Ты входишь в храм природы - и надо, чтобы этот храм содержался в должном состоянии. Отказ от хозяйственной деятельности в пользу рекреации и сохранения ландшафта в наше время стоит денег.

Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

Справка "РГ"

Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития Петропавловска-Камчатского рассчитан до 2030-го и содержит более 30 мероприятий. В 2023-2025 годах запланировано строительство нового корпуса детской краевой больницы. К 2028-му будет создан кампус для студентов вузов и колледжей, к 2025 году появится детский и молодежный научно-образовательный центр "Восход". В городе запланированы реконструкция системы водоотведения, модернизация очистных сооружений, строительство канализационных станций и экотехнопарка с комплексом по обработке твердых коммунальных отходов. Будут рекультивированы городские полигоны ТБО. Предусмотрено сооружение дороги от Петропавловского шоссе до жилого района Северо-Восток и трассы от поселка Заозерного до Халактырского пляжа на побережье Тихого океана. Среди других значимых проектов - появление к 2024-му канатной дороги, открытие год спустя арткластера, где будут работать люди творческих профессий, и создание в 2028-м