Какие сокровища Владимиро-Суздальской земли можно увидеть в Третьяковской галерее
Включенные в ожерелье "Золотого кольца", описанные в учебниках, виденные сто раз на фотографиях и в фильмах, Владимир и Суздаль кажутся совсем близкими. Экскурсионные бюро прочно вписывают эти города в тур, где их старина и музейные сокровища оказываются где-то между обедом в местном кафе, шопингом и прогулкой по городу. Из этого пакета, где "все включено", их вырывает грандиозная выставка "Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли",открывшаяся в Западном крыле Новой Третьяковки.
Поводом для нее стало тысячелетие Суздаля, которое приходится на будущий 2024 год. Точнее, тысячелетие с момента упоминания о нем в рукописи. И как упоминание писцом десять веков назад сделало этот город видимым в истории, так выставка делает ощутимой толщу веков, протекших с тех пор. Она дает дистанцию, с которой и клады с серебряными монетами в кубышках, и княжеские захоронения, где на полуистлевшей ткани видны фигуры барсов и попугаев, и тяжелые кресты из белого камня являются свидетелями из прошлого.
"РГ" предлагает свою подборку экспонатов, которые нужно обязательно увидеть.
Портрет князя Всеволода Большое Гнездо с сыном
Редко когда с уверенностью можно сказать, как выглядел человек, живший тысячу лет назад. Но вот портрет князя Всеволода Большое Гнездо (1154-1212), с именем которого, как и с именем князя Андрея Боголюбского, связан расцвет Владимира и Суздаля в XII-XIII веках, у нас остался. Об этом позаботился сам князь. Когда строился Дмитриевский храм при его дворе во Владимире, Всеволод приказал украсить собор рельефной композицией, изображающей членов княжеского семейства. Центральное место в ней было отведено самому Всеволоду и его сыну Владимиру.
Почему собор был назван в память Димитрия Солунского? Потому что и князь Всеволод Большое Гнездо и его сын, стародубский князь Владимир (1192-1227) при крещении получили имя Дмитрий.
Восточные монеты в Муроме
Самые ранние предметы на выставке относятся к IX-X векам. Это - восточные монеты-дирхамы из клада. Клад был спрятан в самом конце IX века, а обнаружен в середине XIX - в Муроме. Муромский клад с восточными дирхамами до сих пор считается одной из крупнейших находок такого рода.
Он, естественно, свидетельствует не только о богатстве хозяина и его печальной судьбе, но и том налаженном торговом пути, что вел из страны викингов через Русь в Азию.
Эмалевые иконки конца XII - начала XIII века
Эти иконки были недавно найдены археологами при раскопках среди предметов личного благочестия, видимо, принадлежавших священнослужителю. Семь икон выполнены в технике перегородчатой эмали. Это одна из сложных техник, при которой рисунок создается за счет тончайших перегородок. Мастер их напаивал в углубления на серебряной или золотой подложке. Пространство между нитями заполнялось цветным порошком, после чего вещь обжигалась. Причем количество обжигов могло достигать до ста.
Маска резного льва из белого камня
Если вы думаете, что Лев - это символ только Венеции, то ошибаетесь. Лев, правда, не крылатый, а обычный - давно и уверенно занял место на гербе Владимира. Здесь вообще любят львов - в белокаменной архитектуре города маски и фигуры львов - один из любимых мотивов узора. Лев, разумеется, выглядит грозным, но он с совершенно человечьими глазами. Понятно, что лев - символ власти в средние века, но для Северной Руси его появление все равно удивительно.
Самые ранние предметы на выставке относятся к IX-X векам. Это монеты из Муромского клада
Икона "Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня"
Этот образ - вложение великого князя Василия III и его жены Соломонии Сабуровой в церковь Покровского монастыря в Суздале. Церковь была построена на их средства. Чета молилась о наследнике. Но не сложилось. После двадцати лет бездетного брака Василий III добился церковного развода, Соломония была пострижена в монастырь под именем Софии и была похоронена в том самом Покровском соборе, построенном на средства ее мужа. Сегодня преподобная София Суздальская - одна из почитаемых местных святых.