В Севастополе может снова подорожать проезд в общественном транспорте

Власти объяснили повышение цен ростом расходов перевозчиков, а сами транспортники говорят, что тариф все равно остается низким.

В Севастополе может снова подорожать проезд в общественном транспорте
© Российская Газета

С 23 января проезд в троллейбусах, автобусах, на катерах и паромах подорожал с 26 до 30 рублей при оплате наличными и банковской картой. А при оплате единой городской картой Севастополя (ЕГКС) - с 20 до 24 рублей.

Как сообщил исполняющий обязанности вице-губернатора Севастополя Павел Иено, стоимость проезда пересмотрели по просьбе перевозчиков. Благодаря этому они смогут вовремя ремонтировать и содержать транспорт, а также проводить индексацию зарплаты сотрудников.

- В Севастополе один из самых низких тарифов, - подчеркнул Иено. - Проезд в Краснодаре и Астрахани - 35 рублей, в Волгограде - 30 рублей, в Республике Крым с февраля планируется повышение до 30 рублей. А экономически обоснованный тариф в Севастополе в 2022 - 2023 году составляет 43 рубля.

Перевозчики говорят, что за 2022 год стоимость горюче-смазочных материалов и техобслуживания подвижного состава выросла на 40 процентов.

- Повышение тарифа не только позволит нам выполнять условия госконтракта на перевозку пассажиров, но также увеличить зарплату сотрудникам, что влияет на качество оказания услуг жителям города, - сказал директор ООО "Севтранстрест" Денис Будыш.

Общественный транспорт Севастополя с 2018 года работает по регулируемому тарифу. Город выставляет на торги маршруты и доплачивает перевозчикам разницу до экономически обоснованного тарифа. По словам Павла Иено, ежегодная компенсация межтарифной разницы перевозчикам составляет около 200 - 250 миллионов рублей.

Не стоит забывать о том, что город расплачивается с перевозчиками за каждого льготника. Так что бюджетные расходы тоже возрастут. Систему учета поездок привели в порядок после введения электронных проездных карт и установки валидаторов. Всего в городе 22 категории льготников, имеющих право на бесплатный проезд, в их числе участники военной спецоперации и члены их семей. Льготники составляют 40 процентов всего пассажиропотока. В 2022 году на компенсацию льготного проезда из бюджета Севастополя направлено 722 миллиона рублей, а в 2023-м предусмотрено 895 миллионов.

Председатель Союза транспортных компаний Севастополя Виктор Рыков сообщил "РГ", что новая стоимость проезда позволит выполнить требования безопасности, но транспортники будут балансировать на грани. Средств на закупку новых автобусов не хватит.

- Цена низкая, а ведь мы должны выполнить все условия госконтрактов, где не только количество рейсов, но и целый список сложных технических требований, на соответствие которым постоянно нужны деньги, - говорит Рыков. - Если бы мы работали по коммерческим, нерегулируемым тарифам, то стоимость проезда была бы не менее 50 рублей. Государство снижает финансовую нагрузку на население и возмещает перевозчику недостающую разницу в виде платы по контракту.

По условиям контрактов транспортные средства должны быть приспособлены для перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями, отвечать высокому экологическому стандарту евро-4 и евро-5. В салонах должны быть кондиционеры, камеры видеонаблюдения, тахографы. И главное, надо соблюдать все требования транспортной безопасности.

- Пока мы сможем работать на этих условиях. Но если говорить о нормальной стоимости, то она должна быть значительно выше, - отметил Рыков. - С учетом компенсации по контракту выйдем в ноль. Но без доходов невозможно существовать, так как нам необходимо обновлять подвижной состав. Если для ГУП "Севэлектроавтотранс" правительство закупает автобусы, то частники делают это самостоятельно за счет доходов, полученных от перевозки.

По словам главы отраслевого союза, в Севастополе обновление общественного транспорта происходит быстрее, чем в Республике Крым. В городе не менее 70 процентов новых автобусов и троллейбусов. Частные автотранспортные предприятия в основном закупают автобусы ПАЗ в лизинг на три года.

- Севастопольское правительство оперативно реагирует на изменение экономической обстановки: если подорожало топливо, запчасти, смазочные материалы, оно делает корректировку стоимости проезда, регулярно перечисляет выплаты по контракту, - говорит Рыков. - Мы по сравнению с нашими крымскими коллегами лучше выглядим, учитывая состояние транспортных средств, а также доступность пассажирских перевозок: до всех населенных пунктов регулярно ходит транспорт.

У пассажиров есть возможность сэкономить даже при росте стоимости проезда. Можно купить ЕГКС и платить на 20 процентов меньше. Сама карта стоит 100 рублей и продается всем желающим. Также в Севастополе введены проездные билеты. Школьный на катер, автобус и троллейбус на месяц стоит 680 рублей, а на два вида транспорта - 410 рублей. Студенческий (тоже не месяц) - 1320 и 810 рублей соответственно, общегражданский - 2330 и 1470 рублей.

Как у соседей

С 1 января в общественном транспорте Волгограда новые цены. Проезд подорожал на один-два рубля в зависимости от способа оплаты. Так, если пассажир пользуется транспортной картой "Волна", то одна поездка обойдется ему в 24 рубля. Если он поднесет к валидатору обычную банковскую карту, то с нее спишут 30 рублей. Дороже всего рассчитываться наличными: тогда кондуктору придется отдать 32 рубля.

При этом есть проездные разного типа. На месяц на один вид транспорта: льготный - 200 рублей, школьный - 300, студенческий - 950, гражданский - 1260. Можно комбинировать виды транспорта. Так, наиболее универсальный проездной, позволяющий в течение месяца пользоваться автобусом, обычным и скоростным трамваем и троллейбусом, для льготников стоит 730 рублей, для школьников - 750, для студентов - 1200, а для прочих граждан - 1580.