«Словно на время пандемии комнату закрыли на ключ»: Таиланд спустя три года
Таиланд всегда был популярным направлением у российских туристов. Ежегодно небольшую страну на юго-востоке Азии посещают десятки миллионов путешественников. Многие едут сюда за традиционным пляжным отдыхом, некоторые проводят отпуск в прославленных клубах и барах, а кто-то, наоборот, устремляется вглубь страны ради нетронутой природы. Но всего этого мы все лишились три года назад по известным причинам, рассказал деловому еженедельнику «Конкурент» Дмитрий Штыков (на фото), путешественник со стажем:
– Как только появилась возможность, я со своей семьей первым же рейсом отправился в эту страну.
Плюс постпандемии – пограничный контроль в силу отсутствия большого количества туристов мы прошли буквально за 15 мин., в то время как ранее в очереди можно было простоять и полтора часа. Плюс нынешних санкций – введение прямых рейсов в Таиланд: очень удобно – 7 часов, и ты на месте.
Пасмурный ноябрь для Таиланда – это лучшее время для туриста. Купаться можно каждый день, не опасаясь «сгореть» на солнце. Море очень теплое, чистое, на пляжах нет столпотворения. Двухнедельный отдых в Пхукете подарил нам массу впечатлений и навел на определенные размышления.
ПЕРВОЕ. Изменилось восприятие этой страны. Точнее, не страны, а действительности, которая тебя там окружает. Такое ощущение, что Таиланд застыл во времени, словно на время пандемии комнату закрыли на ключ, а потом через три года открыли, и там все осталось в неизменном виде: те же разбитые тротуары, отсутствие нормального уличного освещения, проблемы с такси. В Пхукете по-прежнему, чтобы добраться даже до респектабельного отеля, расположенного в живописном месте, нужно совершить целое экстремальное путешествие через джунгли по неосвещенным улочкам.
ВТОРОЕ. Сервис такси тоже остался на прежнем уровне. Проще выйти на улицу и «поймать» машину, нежели заказывать водителя по приложению. Дело в том, что конкурентная борьба за клиентов в Таиланде продолжается, как и несколько лет назад, путем территориальных разграничений, от чего этот самый клиент и страдает. Местные «бомбилы» просто не дают официальным таксистам подъехать к точке посадки пассажира. В России с подобным явлением мы сталкивались лет пять назад, а в Таиланде оно по-прежнему в тренде.
Как-то мы с супругой, возвращаясь поздно вечером из фешенебельного клуба, решили заказать такси, и в этом нам с готовностью вызвались помочь сотрудники ресторана.
Однако сумма, указанная в прайсе, показалась серьезной: 1000 бат (1900 руб.) за пятнадцатиминутную поездку. И тогда мы заказали машину через приложение, где ценник, к слову, в три раза меньше. Однако водитель просто не смог подъехать к ресторану, его местные не пустили! Он написал, чтобы мы выходили к основной дороге, и эти 50 м неосвещенного участка через джунгли, скажу я вам откровенно, наводят страх даже на нас, взрослых людей. Такой «сервис» был в Таиланде и раньше, но сегодня, воспринимая его через призму качества нашего российского рынка услуг, он вызывает, мягко говоря, недоумение.
ТРЕТЬЕ. В целом же отношение тайцев к туристам замечательное. В частности, они не делают различий по национальному признаку и рады всем, кто посещает их страну. Так случилось, что мы стали свидетелями возрождающегося турпотока, так как наш рейс в Таиланд был первым после трехлетнего перерыва и за нами с интервалом через день началось массовое прибытие других иностранцев.
Цена торга
Когда мы прибыли в Пхукет, магазины, салоны, отели и рестораны, расположенные вдоль второстепенных трасс были еще закрыты. Но с появлением туристов тайцы буквально преобразились. Началось движение, закипела работа, заведения приводились в порядок, шел ремонт, жизнь в городке буквально закипела.
Мы проживали в гостинице на пляже Като, а рядом с нами на соседних улицах две гостиницы были закрыты. Но уже на вторую неделю нашего пребывания в Таиланде там началась уборка-покраска: тайцы готовились к встрече гостей.
Процесс купли-продажи для тайцев имеет особое значение, причем речь идет как о продаже товаров, так и об оказании услуг. Цены, к слову, там сейчас очень комфортные по сравнению с допандемийным временем.
Был такой случай: зашли мы с сыном в небольшой магазинчик, где решили приобрести доску для серфинга стоимостью в 500 бат. Взрослые российские граждане уже и забыли, что такое торговаться, а наши дети и не знают о таком явлении. Тогда мой ребенок впервые принял участие в интереснейшем мероприятии, название которому – торг. И был в восторге! «Сбивание цены» прошло весело, с шутками, самому торговцу было интересно с нами.
Кстати, в итоге сошлись на 350 батах. В Таиланде не только можно, там нужно торговаться! Причем скидывать цену можно везде – даже в гостиницах. Мы, россияне, к такому не привыкли. Например, за умеренную плату можно сменить свой номер на номер более высшей категории дешевле его изначальной цены. Так произошло и у нас. Мы договорись и переехали с обычного номера в свободный полулюкс, доплатив не по полному прайсу, а половину от его стоимости. Торг в Таиланде можно вести повсеместно, это национальная традиция, менталитет, так принято!
Ошибки туристов
Расскажу о распространенных ошибках неопытных путешественников. Очень многие пытаются искать услуги в Таиланде в Интернете, в соцсетях.
Но как раз сами тайцы никак не представлены в русском сегменте. Все, что там предлагается, прямого отношения к ним не имеет. Тайцы в большинстве своем не обладают ни знаниями, ни техническими возможностями вести социальные сети, они не умеют правильно фотографировать и размещать там информацию. Да у коренных тайцев и времени на такие занятия нет, они заняты другим делом. Если ты видишь красивые фото и красочное описание чего-то в Таиланде, это посредник, перекупщик услуг, который просто накручивает стоимость. Причем далеко не факт, что вы не купите «кота в мешке».
У меня был негативный опыт подобной коммуникации. Еще до пандемии забронировали красивую, судя по фото, квартиру в Таиланде. А когда приехали, то увидели совсем иную картинку: запущенность, плесень, поломанная мебель – в общем все то, что на фото «не попало». Сам хозяин, когда непосредственно на месте передавал нам ключи, сообщил, что без посредника аренда обошлась бы нам на 30% дешевле. В случае оплаты перекупщикам из Интернета претензии предъявить некому. Поэтому советую бронировать место проживания через агентства или туристические компании, у которых есть фактический офис.
То же самое с арендой автомобиля. В Интернете видимость ажиотажа создается искусственно. Там пишут о «дефиците» и «увеличении цен» на товары и услуги, в то время как по факту в Таиланде о таком и не слышали.
Перед поездкой я искал, как заранее забронировать автомобиль в Пхукете. Судя по информации в соцсетях, машины на тот момент там «почти закончились», и каждое предложение было дорогим и чуть ли не «последним». Когда я стал списываться с авторами объявлений, то быстро понял – это посредники. Оставил эту затею и по приезде в Таиланд очень легко по «Гугл карте» нашел точку аренды авто, дошел до нее пешком, совершенно спокойно выбирал автомобиль, стартовая цена которого была 1200 бат в сутки, без проблем поторговался и скинул стоимость до 850 в сутки.