Развитие туризма в Забайкалье – «прекрасное далёко»

Развитие туризма в Забайкалье – «прекрасное далёко»
© Zab.ru

После недавно объявленной газификации и некоторых политических событий, слово «туризм» является одним из ведущих в подборке региональных новостей. Словно кто-то дал отмашку местным властям, и все принялись склонять это слово в сочетании с глаголами будущего времени, как это давно заведено в крае. Словом, все будет хорошо. Но вот когда?

 Обнародованный 19 января Национальный туристический рейтинг стал кувалдой, под которой с печальным звоном разлетелись выстроенные хрустальные замки развития туризма в Забайкальском крае. На сегодняшний день регион занял в рейтинге 73 место. Из восьмидесяти пяти.

 Как это было

 Недавнее советское прошлое накопило достаточный потенциал, включая материальную базу, при условиях сохранения которой туризм в новых экономических условиях мог сделать уверенный рестарт – без наполеоновских планов и вложений сотен миллионов рублей в проекты, начинаемые на голом месте. Но так неинтересно. Как сказал один из героев некогда популярного сериала «Next»: «Недорогие проекты никому не нужны, потому, что с них нечего поиметь».

А раньше жители Читы кое-что имели. На ул. Ленина, 56, много лет существовал «Клуб туристов». Фанаты активного образа жизни могли взять тут во временное пользование всё, от рюкзака до байдарок, а также получить консультации и помощь опытных инструкторов - благо маршрутов в регионе хватало и хватает – от покорения гольцов до сплава по горным рекам. Даже в окрестностях Читы есть множество объектов, достойных посещения. Правда, леса под городом поредели от вырубок и пожаров.

Пункты прокатов туристского снаряжения в Чите не были редкостью, а цена на услуги не превышала одного рубля.

При крупных предприятиях и учреждениях действовали объединения туристов - любителей, порой они отправлялись в серьезные экспедиции. Так, туристы из секции при Камвольно-суконном комбинате имели в своем активе покорение Эльбруса и вершин северного Забайкалья. Фанаты путешествий с Машзавода устраивали сплавы по Ингоде до Амура. А на кафедре географии Читинского пединститута был даже разработан уникальный проект «Тропа», объединяющий практически все природные памятники Читинского района.

Не отставали от взрослых и дети – в области работало множество станций юных туристов, главной из которых была Областная СЮТ. Школьники не просто ходили в походы – они занимались краеведением, а к выпуску самые активные могли получить удостоверение инструктора. А турбазы, помимо Арахлее, работали во многих районах края.

 Глаголы будущего времени 

Вернемся от ностальгии по эпохе застоя к наполненной дерзкими планами, проектами и идеями, современности. Даже самый беглый взгляд на события в сфере туризма выявляет обилие глаголов будущего времени. В течении прошедшего 2022 года они имели постоянно численное превосходство над прочими временами.

«Под Читой построят экологический парк»

«Петровск-Забайкальский должен стать туристическим центром»

«В пяти районах Забайкалья появятся туристические кемпинги и автокемпинги»

«Мэрия думает привлечь туристов Читинским кварталом»

«Исторический центр Читы ждет реновация»

- вот типичные заголовки новостных лент в 2022 году. Самое интересное, что по сравнению и с 2021 и с 2020 годом они не изменились.

Словом, с обозначением бурной деятельности и блестящих перспектив все обстоит хорошо. И заместитель председателя правительства Забайкальского края Александр Бардалеев выразил уверенность, что туризм в Забайкальском крае будет процветать. Более того, он уверен, что сфера туризма Забайкалья динамично развивается.

«Появляются новые туристические маршруты, события, гостиницы и отели проходят классификацию, а гиды и экскурсоводы - сертификацию», - рассказывал Бардалеев еще в августе 2022 года. Напрашивается вопрос – где? Всё в том же прекрасном будущем «далёко»? Воочию пока мы такого не наблюдаем. За исключением одного объекта, но об этом позже.

 Время настоящее 

Что же есть на самом деле? Кроме баз отдыха на Арахлее, где цены явно не соответствуют уровню комфорта, а вопросы безопасности отдыхающих находятся в противозачаточном состоянии, больше почти ничего и нет. Есть нацпарк «Алханай», где есть что посмотреть и куда действительно едут тысячи паломников и туристов, но инфраструктура и там остановилась где-то на уровне советских профсоюзов 80-х годов прошлого века. Прочий огромный потенциал природных зон Забайкалья фактически не задействован. А ведь наш регион является уникальным в плане географического разнообразия, и равных ему в мире найдётся немного. Где еще в масштабах одного субъекта можно найти и ледники, и тундру, и пустыню, и степи, и тайгу? Но тут уже бессильны фанфары и гимны придворных пиарщиков и требуются специалисты, а главное – ежедневный труд без ярких одежд и парадных отчетов. И вот это все делает реальное развитие туризма нереальным – внутренняя политика региональных властей заточена пока лишь на быстрое получение красивых картинок в виртуальной реальности.

Мнение снизу

А что думают сами потенциальные туристы? Согласно опросу, проведенному порталом ZAB.RU, 60% респондентов заявили, что путешествия по Забайкалью опасны. Из них 44% опрошенных главной опасностью считают встречу с криминальными элементами и неадекватными личностями. И упрекнуть их в предвзятости сложно – драки, кражи и изнасилования, случающиеся каждое лето на том же Арахлее - тому пример. А ведь многие уникальные природные комплексы лежат намного дальше от Читы, и криминальная обстановка там просто опасна для жизни.

Точка приложения

Еще хуже, чем криминал, чахлые ростки развития туристической индустрии давят тарифы и общее отношение власти к частному предпринимательству в Забайкалье. Сейчас очень много говорят о каких-то льготах и прочих мерах поддержки, но на деле все это часто не выходит за рамки проектов постановлений или каких-то копеечных и точечных субсидий, не способных радикально изменить остановку.

Например, под Читой за Атамановкой, до сих пор пустует огромная территория бывшего пионерлагеря «Солнышко». Но мало кто помнит, что кроме лагеря, там в течение более чем 30 лет существовала круглогодичная турбаза – на берегу Ингоды среди соснового леса. И ехать до нее было куда ближе, чем до Арахлея. Казалось бы – при таком активном желании развивать туризм – вложи в это место сосем немного денег и пусть горожане приезжать сюда семьями на выходные дни подышать чистым воздухом. Но – нет. Нам нужны «проекты века».

Жить, не «ТУЖИ»ть

И вот один их таких проектов до сих пор вызывает недоумение. Мы говорит о парке «Тужи» в Хилокском районе. Основанный по инициативе известного скульптора Даши Намдакова, он был построен возле села Укурик, это примерно 150 километров от краевого центра. Среди голой степи, унылый ландшафт которой только летом чуть скрашивает зелень и речка, построили домики, а рядом некие абстрактные скульптуры из дерева, глубину и смысл которых могут постичь, наверно, только самые тонкие и просвещённые ценители современного искусства. В целом же назвать Укурик центром туристического притяжения нельзя даже с большой натяжкой. Но, если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно». И действительно – объект впитывает в себя столько денег, сколько бы хватило на строительство четырехзвёздочного отеля. Не верите?

В прошлом году парк Тужи получил 150 миллионов рублей только на строительство спорткомплекса и очистных сооружений. На подключение к электричеству было выделено еще 34 миллиона. В 28,5 миллионов рублей обошлось строительство дороги от федеральной трассы. А всего объекту для воплощения конечного замысла требуется более 2,8 миллиардов рублей. И почему-то нет сомнений, что эти деньги найдутся. А чего там – чай не свои, государственные. Правда, вот парк частный. Но тут наступает длинная многозначительная пауза.

Кстати, в 2015 году в воздухе, наполняющем краевое правительство уже витал столь же масштабный проект. На базе санатория «Дарасун» юный фаворит тогдашнего губернатора хотел построить горнолыжный курорт на уровне европейских. Воплощению идеи помешало то ли отставка Ильковского, то ли отсутствие снега в Забайкалье, в общем, лыжи пришлось оставить ум печки, где они стоит и по сей день. На все прочее, связанное с туризмом давно положили.

 А в это время 

Знаменитый Нерчинский дворец и историческая часть этого города вполне могут оправданно претендовать на те суммы, которые с барского плеча отваливают малопонятному парку. Так же, как и Сретенск, где туристический потенциал закапывается в землю в прямом смысле. Что уж говорить об уникальных комплексах Кодарского хребта, Удокана или Торейских озер. Для туристов там ничего нет. И таких место в регионе наберётся больше сотни. Вся шумиха с освоением туристического потенциала прошли мимо них. Почему? Не скажет никто. 

 У нас все стабильно 

Вернемся к тому самому рейтингу, с которого и начался сегодня этот разговор. При его составлении авторы учитывали такие факторы, как уровень развития туристической отрасли и гостиничной инфраструктуры, доходность отрасли туризма и гостеприимства, ее вклад в экономику региона, объем платных туристических услуг населению региона. Также принималось во внимание развитие санаторно-курортной отрасли региона, его туристская уникальность, привлекательность, и уровень преступности. Так вот, по всем этим показателям мы – на 73 месте. А самое интересное, что ровно год назад Забайкалье занимали ту же самую позицию. Такая вот у нас стабильность, подкреплённая уверенностью Александра Бардалеева, что «туризм в Забайкальском крае будет процветать». В общем, опять глагол будущего времени. Хотелось бы знать – насколько будущего?