Авиакомпании Средней Азии демонстрируют быстрое восстановление перевозок

ATO.ru — Авиаперевозчики из Средней Азии быстро восстанавливают допандемийные объемы перевозок. Однако многие из них сильно зависят от пассажиропотока на российских направлениях, что несет определенные политические риски. С другой стороны, запрет на полет для западных авиакомпаний через территорию России может помочь среднеазиатским компаниям нарастить транзитные перевозки между Европой и Азией. Страны Средней Азии восстановили 88% объемов авиаперевозок 2019 г., что сопоставимо с показателями внутреннего рынка США и больше, чем в Европе, рассказал представитель компании Lufthansa Consulting в СНГ Асхат Торшин на конференции Asia Connect: Airline Network Development in New Reality, которая прошла в Самарканде, Узбекистан, 14 декабря 2022 г. Он отметил, что в регионе лидировали Киргизия и Таджикистан, которые превысили по состоянию на июнь этого года допандемийный трафик на 12% и 4% соответственно. Узбекистан восстановил 88% авиаперевозок, Казахстан — 78%. Туркменистан стал единственной страной региона, где объем авиаперевозок был сильно ниже уровня 2019 г. (21%). По словам Рано Джураевой, председателя правления холдинга Uzbekistan Airports, который управляет 11 международными аэропортами страны, объем авиаперевозок в Узбекистане уже превысил на 38% уровень 2021 г. По ее оценке, в этом году он достигнет 7 млн пассажиров, что будет больше, чем в 2019 г., когда было перевезено 6,7 млн авиапассажиров. В холдинге ожидают, что к 2035 г. объем авиаперевозок в этой стране может составить 28 млн пассажиров. Никто не ожидал, что за короткое время национальная авиакомпания сможет достичь почти допандемийных показателей, отметил на конференции Сардор Ирмухаммедов, директор по тарифам и коммерческим соглашениям крупнейшей авиакомпании страны – государственной Uzbekistan Airways. 15 декабря эта авиакомпания впервые в своей истории перевезла четырех миллионного пассажира за год. Ирмухаммедов рассказал, что в 2022 г. Uzbekistan Airways возобновила полеты по всем приостановленным в период пандемии направлениями и запустила новые рейсы. В следующем году перевозчик планирует начать полеты в Джакарту и увеличить частоту полетов по существующим направлениям. 23 декабря авиакомания получила пятый в этом году новый самолет Airbus A321neo, увеличив свой парк до 32 ВС. Развитие гражданской авиации Узбекистана Рост экономической активности в Узбекистане в сочетании с либерализацией отрасли авиаперевозок способствовало появлению в стране новых местных и зарубежных перевозчиков. В декабре 2022 г. полеты начала частная авиакомпания Panorama Airways. А в следующем году планируют начать свою деятельность еще две новые местные авиакомпании. Одна из них – Silk Avia является дочерней структурой Uzbekistan Airports. По словам Джураевой, авиакомпания рассчитывает эксплуатировать десяток турбовинтовых самолетов ATR 72 и заместить Uzbekistan Airways на внутренних воздушных линиях, что позволит национальному перевозчику освободить провозные мощности для международных перевозок. Другая новая авиакомпания — Air Samarkand создана акционерами оператора аэропорта Самарканда, компании Air Marakanda. Этот перевозчик планирует начать полеты из своего домашнего аэропорта в Россию, на Ближний Восток и Индию на самолетах A320 весной 2023 г. В середине декабря открыл полеты в Узбекистан эмиратская низкотарифная авиакомпания Wizz Air Abu Dhabi. Ее первым направлением в этой стране стал Самарканд, но авиакомпания рассчитывает в самое ближайшее время отрыть рейсы в столицы страны Ташкент. Wizz Air Abu Dhabi уже летает из Абу-даби в крупнейшие города соседнего Казахстана – Алматы и Астану. По словам Джураевой, количество авиакомпаний, летающих в крупнейший аэропорт страны Ташкент, за последний год увеличилось с 22 до 52. Она рассказала, что ей приходится в спешном порядке делать план развития аэропортов, потому что их нынешняя пропускная способность аэропортов не рассчитана на такой пассажиропоток". Холдинг открыл новый терминал в аэропорту Самарканда в марте этого года и планирует обновить воздушные гавани остальных туристических центров страны, Бухары и Ургенча, в 2023-2024 гг. Российские риски Однако авиаперевозчики из Узбекистана и других стран Средней Азии сильно зависят от российского рынка, главным образом из-за трудовой миграции. По оценке Lufthansa Consulting, на российские направления приходится 52% авиаперевозок в Узбекистане. В Киргизии эта доля достигает 67%, а в Таджикистане – 90%. Авиакомпании региона смогли увеличить интенсивность полетов в Россию в 2022 г. после того, как российские авиакомпании перестали летать в Среднюю Азию или снизили количество полетов из-за нехватки самолетов, подходящих для международных рейсов, объяснил Торшин. Кроме этого после того как прямое авиасообщение между Россией и западными странами было нарушено из-за событий на Украине страны Средней Азии остаются одним из немногих путей, которым можно попасть в Россию. В Казахстане ситуация другая. Доля России в общем объеме авиаперевозок этой крупнейшей стране региона в 2022 г. сократилась до 11%. Это связано с тем, что ведущий перевозчик Air Astana перестал летать в Россию в марте. Сейчас он и его основной местный конкурент SCAT в основном сосредоточились на внутренних авиаперевозках. Зависимость от российского рынка может представлять риск для среднеазиатских перевозчиков в случае, если новые санкции ограничат возможность использовать иностранные самолеты для полетов в России, считает Торшин. По его мнению, авиакомпаниям региона следует диверсифицировать свои маршрутные сети, как это делает Узбекистан, которые старается привлечь к себе туристов со всего света. Транзитный потенциал Другой возможностью для местных авиаперевозчиков является развитие транзитных хабов между Европой и Азией, пока западные авиакомпании не могут использовать российское воздушное пространство, что увеличивает полетное время и расход топлива при полетах в Азию. Многие из них сейчас облетают Россию через Среднюю Азию. По мнению Lufthansa Consulting, этот регион предлагает один из самых коротких путей облета Сибири, но для развития транзитных хабов необходимо улучшить наземную инфраструктуру. Uzbekistan Airports уже удвоили пропускную способность своего главного международного хаба в Ташкенте до 1200 пассажиров час в 2021 г. и планирует удвоить ее еще раз. Но максимальная пропускная способность воздушного пространства будет исчерпана к 2027 г., предупреждает Джураева. Она считает, что столице Узбекистана скоро потребуется новый международный аэропорт. Uzbekistan Airways планирует запустить новые международные рейсы и из других аэропортов страны: из Самарканда в Стамбул, из Ферганы в ОАЭ и из Ургенча в ряд европейских городов. Узбекистанская авиакомпания единственная в регионе, у кого есть дальнемагистральные самолеты, подходящие для трансатлантических полетов – она эксплуатирует шесть Boeing 787. По словам Торшина, Казахстан сможет полностью воспользоваться своим транзитным потенциалом в 2024-2025 гг., когда аэропорт Алматы планирует открыть новый международный терминал. К этому времени Air Astana начнет получать самолеты Boeing 787, что позволит ей начать летать в США. — ATO.ru

Авиакомпании Средней Азии демонстрируют быстрое восстановление перевозок
© Aeroo.ru