Отельная индустрия: тренды и возможности
О настоящем моменте в жизни отельной индустрии, очевидных изменениях и неочевидных перспективах Business Daily поговорили с директором по развитию международного гостиничного бренда Domina в России Полиной Ефимовой. Antenna Daily публикует интервью.
Как Вы оцениваете итоги 2022 года для гостиничного бизнеса в России? Какие возможности открываются для отельеров в 2023 году?
2022-ой год начинался крайне позитивно, было ощущение восстановления рынка после пандемии. Январь и февраль показали порядка 30% прироста относительно прошлого года. Однако потом настала новая реальность, с которой нам предстоит работать на протяжении ближайших лет. Но в целом, если анализировать, то 2022-ый по итогу превзошёл изначальные ожидания. Отельный бизнес уже привык весьма оперативно реагировать на окружающую действительность, а переориентация объемов на внутренние рынки была ожидаема и адекватно отработана его участниками. Разумеется, рынок не достиг результатов 2019-го года, который стал неким мерилом для всей индустрии гостеприимства, но по совокупности показателей можно сказать, что этот год видится вполне позитивным. Что касается 2023-года, то стоит ожидать продолжения развития в области внутреннего туризма, изучения новых маршрутов внутри страны, налаживания связей с новыми направлениями в контексте внутриполитической ситуации. Сегодня мы говорим про такие направления как Турция, Индия и Иран, но с большой долей вероятности появятся и новые международные игроки.
Как влияет отток иностранных брендов с российского рынка на индустрию гостеприимства?
Зависит от того, на чем делать акцент. Со своей стороны могу сказать, что многие участники рынка почувствовали и обрели новое понимание процесса, решились на определённую самостоятельность в силу обстоятельств. С одной стороны это повысило риски по части ведения бизнеса вне бренда, но с другой — разгрузило для отельеров с точки зрения финансов. Это непростой для многих путь, поскольку в одиночку, достичь аналогичных результатов практически невозможно. Сейчас появляется достаточное количество локальных управляющих компаний, помимо этого на рынок выходят новые сети из дружественных стран. Последнее обстоятельство таит в себе многие вопросы относительно разницы менталитетов — одно дело сотрудничество с европейским партнёром, совсем другое — с азиатским, например.
В первом случае имеет место схожий процесс мышления и близкая ментальность, во втором — нарабатывать опыт только предстоит.
Почему Domina Group осталась в России и каковы планы по развитию бизнеса в ближайшей перспективе?
На данный момент, учитывая длительность пребывания бренда Domina в России, а это более 10 лет, у него практически нет конкурентов, зато есть огромный опыт, наработанные компетенции, позволяющие в кризисное время открыть для себя новые возможности. Существует значительный процент инвесторов и собственников бизнеса, которым сложно сориентироваться в условиях сегодняшенго, крайне динамичного туристического рынка, и для Domina Group это становится своего рода триггером развития в формате УК. Для нас, как раз наоборот, всё понятно и многие сложные вопросы компания уже многократно решала, остаётся переложить этот опыт на текущие реалии. Кроме того, мы видим недооцененные направления — как то регион Золотого кольца и прилегающие территории. Очевидно, что также будет развиваться нефтегазовая отрасль, что приведёт к развитию внутреннего локального бизнеса и туризма в соответствующих регионах.
Как эти изменения повлияли на выбор туристов? Какие сейчас наиболее популярные форматы размещений и направлений для путешествий?
Изменился горизонт планирования и, соответственно, глубина бронирования. Этот тренд возник ещё в пандемию. Понятие раннего бронирования кануло в лету, сегодня окно бронирования находится в диапазоне от двух дней до нуля. Все случается день в день. При этом вырос спрос на размещение, сопряжённое с бизнес-активностью и отдыхом. Обрело новое развитие направление, связанное с семейным отдыхом с детьми — отели открывают детские комнаты, продумывают план активностей для комфорта всех членов семьи. Отели делают аналитику и по части того, из каких регионов прибывают гости: и тут оказывается, что значительная часть гостей состоит из жителей самого города. В силу обстоятельств люди стараются организовать себе короткий отдых, мини-отпуск в отеле, не выезжая за пределы города. И эта опция требует внимания и развития со стороны участников рынка. Ограниченные возможности создают новый спрос. Так сначала набирали популярность отели в пригороде, а сегодня городские локации обретают новых локальных гостей.
Почему стоит инвесторам и девелоперам вкладывать средства в открытие новых гостиниц, объектов размещения в России?
Гостиничный бизнес имеет достаточно долгий горизонт инвестирования. При открытии нового объекта вернуть вложенные средства можно не раньше, чем спустя условные 6 лет, а то и больше. При этом это консервативные инвестиции, которые могут принести значительную прибыль в случае работы с профессиональной командой девелоперов. С уходом международных брендов вопрос, связанный с наличием качественной команды ревенью-менеджмента встал особенно остро. Нужен правильный анализ рынка, региона, адекватное планирование, потому работа с УК позволяет и не упустить важных аспектов в работе, и не потратиться на нечто ненужное и неактуальное.
В чём преимущества сотрудничества с управляющей компанией? На каких этапах стоит привлекать профессиональную команду?
УК может быть привлечена на любом этапе сотрудничества. Преимущества работы с брендом состоят в нескольких моментах: прежде всего, это использование общей для всех участников программы лояльности, и, соответственно, максимальное информирование и привлечение потенциальных клиентов. Второй момент состоит в том, что бренд обеспечивает качественное функционирование внутренних программ работы отеля, будь то бронирование или общие вопросы. Без автоматизации этих процессов невозможно говорить о качественной работе. Бренд берет на себя риски по разработке собственных систем бронирования в условиях ухода иностранных IT-компаний, работу по подбору и обучению персонала, различные тренинги для сотрудников, обеспечивает глобальный контроль деятельности. В отдельно существующей гостинице обеспечить подобные процессы не представляется возможным.
Преимущества работы с брендом состоят в нескольких моментах: прежде всего, это использование общей для всех участников программы лояльности, и, соответственно, максимальное информирование и привлечение потенциальных клиентов
За счёт чего управляющая компания может увеличивать доходность гостиничных объектов? Какие сейчас есть тренды в этой сфере?
Это, прежде всего, комплексная система лояльности, разработка специальных акций и предложений под регион на основе аналитики и опыта работы УК. Бренд также осуществляет помимо рекламной деятельности работу с социальными медиа, блогерами, инфлюэнсерами, повышая лояльность и осведомленность аудитории. Для самого же гостя наличие бренда создаёт уверенность в качестве услуг, даёт оправдание ожиданий, понимание перспектив и атмосферы.
Какое-то время назад среди клиентов был тренд по уходу от брендовых отелей в сторону небольших бутиковых частных локаций. Эта тенденция на сегодня в прошлом?
Когда у аудитории была значительная возможность выбора, хотелось попробовать чего-то экзотического, нового и необычного. Для гостей это был этап пресыщения проверенным качеством, но он закономерно прошёл вследствие того, что между непредсказуемостью и комфортом человек после определенных экспериментов выбирает последнее. Само время диктует желание сделать свою жизнь более безопасной и предсказуемой, а иностранный бренд на данный момент уже как раз и является желанной экзотикой.
На что стоит обратить внимание девелоперам при выборе управляющей компании?
Прежде всего, на репутацию УК, наработанный опыт и его фактические итоги. Крайне важен ещё и комфорт коммуникации, то как изначально складывается диалог. Ну и основной момент это честность в предоставлении данных, аналитики, отчётности, прогнозов. Адекватный логичный бизнес подход, дающий инвестору понимание текущего состояния рынка и нюансов его развития, как бы очевидно это ни звучало, является залогом качественного долгосрочного сотрудничества. Репутация, имя, операционные стандарты сервиса, технологичность внутренних процессов — те факторы, которые обеспечивает работа с УК. Основным комплексным фактором выбора является то, что конкретный бренд привносит своей работой в конкретный регион, чем он ценен для клиента и что даёт инвестору.
Беседовала для BDaily Наталья Максимова