Войти в почту

Исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей» в рамках РТУ рассказал об инновационности подвижного состава

В своем докладе Евгений Семенов остановился на основных этапах эволюции подходов к инновационности подвижного состава. Первой попыткой установить «какой же вагон считать инновационным?» стал документ СТО РЖД 10.002-2015 «Вагоны грузовые инновационные. Правила оценки экономической эффективности», утвержденный и введенный в действие распоряжением ОАО «РЖД» в 2016 г. При этом, крупнейшие вагоностроительные заводы России (УВЗ, ОВК, Алтайвагон) к тому моменту уже освоили выпуск продукции, подпадающей под действие стандарта, и успешно применяли разработанный документ, накапливая доказательную базу и формируя предложения по корректировке документа по результатам проведенной апробации.

Исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей» в рамках РТУ рассказал об инновационности подвижного состава
© РЖД-Партнер

В результате проведенной работы был принят приказ Минтранса России № 457, который утвердил и ввел в действие применяемую и в настоящее время Методику оценки экономической эффективности эксплуатации инновационных грузовых вагонов.

«Разработка Методики – это не только попытка изменить и усилить подходы к определению инновационности грузового вагона, но и важнейший этап реализации Стратегии развития транспортного машиностроения до 2030 года», – отмечает Евгений Семенов.

Согласно утвержденной Методике «инновационный» – это вагон, при эксплуатации которого обеспечивается экономический эффект, связанный со снижением расходов владельца инфраструктуры. Вагон не может быть только с увеличенной осевой нагрузкой или межремонтными пробегами. В первую очередь этот вагон должен обеспечивать снижение расходов при его эксплуатации, что достигается конструктивными решениями и улучшенными характеристиками. Подтвердив такое снижение, вагон признается инновационным.

«Даже в самой методике «инновационные вагоны» обозначаются как вагоны с улучшенными техническими характеристиками», – сообщается в докладе.

В настоящее время реализуется третий этап, а именно подпункт «в» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 05 июня 2021 г. № Пр-950 о разработке стандартов для перехода к использованию инновационных вагонов с улучшенными характеристиками.

В рамках исполнения поручений Президента РФ Минтранс контролирует разработку 11 документов по стандартизации. К сегменту грузового вагоностроения относятся 7: межгосударственные стандарты общих технических условий на типы грузовых вагонов и национальный стандарт, в котором отражены критерии инновационности для железнодорожного подвижного состава всех типов. При этом стандарты общих технических условий, включенные в Программу стандартизации Союза ОВС, в большинстве своем уже разработаны и находятся на стадии издательского редактирования.

«Важно отметить огромные усилия наших институтов и инженерных центров – ВНИЦТТ и УКБВ, работа которых позволила оперативно и эффективно провести разработку необходимых документов», – говорит Евгений Семенов.

ГОСТ Р «Инновационный ЖДПС. Критерии инновационности и порядок разработки», разработанный ПКБ ЦТ – филиалом ОАО «РЖД», прошел стадию обсуждений, в ходе которых была выработана единая концепция, согласно которой вагон считается инновационным, если он не только изготовлен по стандартам общих технических условий, включающих в себя все необходимые требования для вновь разрабатываемых вагонов, но и соответствует вышеупомянутому ГОСТу с фактическим подтверждением снижения расходов владельца инфраструктуры в соответствии с методикой Минтранса России.

Евгений Семенов резюмировал, что отрасль грузового вагоностроения полностью выполнит поручения Президента в 2023 году.