Олег Беркович: следующий год для Нижнего Новгорода станет годом внутреннего развития

Нижний Новгород в 2021 году отметил 800-летний юбилей. Насыщенная событийная программа, которая включала около 150 мероприятий, прошла под девизом "Начало Нового". Годом ранее власти региона объясняли этот посыл в том числе тем, что впереди Нижний Новгород и регион ждет еще много интересного, при этом необходимо было сохранить атмосферу праздника не только за счет крупных мероприятий, но и камерных. Удалось ли городу сохранить юбилейный импульс, интерес у туристов, а также о ключевых реализованных и запланированных проектах в сфере культуры и туризма в интервью ТАСС рассказал заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович.

Олег Беркович: следующий год для Нижнего Новгорода станет годом внутреннего развития
© ТАСС

— Олег Алексеевич, 2021 год был для Нижнего Новгорода юбилейным. В интервью нашему агентству после завершения основной части весьма насыщенной событийной программы вы рассказывали, что в случае сохранения у людей такого же интереса к культурной жизни, — будут и события. Как вы можете в целом охарактеризовать прошедший год? Удалось ли Нижнему Новгороду сохранить интерес к себе, в том числе у туристов?

— Количество бронирований на новогодние праздники в Нижнем Новгороде выросло в 25 раз по отношению к прошлому году, это огромные цифры. Количество туристов в этом году — от 30% до 50% плюсом, это тоже очень много. Год 800-летия стал толчком для большого интереса к Нижнему Новгороду и в этом году этот интерес проявился в конкретных поездках, в конкретных посещениях. В этом году впервые в своей истории Нижегородский кремль перевалит за 1 млн посетителей, именно музей, я не беру в учет территорию.

Летняя событийная программа, безусловно, этому помогала. Если смотреть летнюю загрузку, то отельеры благодарили бога за понедельник, потому что поток падал и они могли передохнуть. Дальше — во вторник, в среду — по нарастающей. Вообще у нас общая средняя загрузка по этому году 85%, это очень высокая средняя загрузка. В 2019 году она была около 60%, в 2020 году — не важно, потому что это ковидный год, в 2021 году — порядка 70%, сейчас — 85%. Причем в пики — майские праздники, летом — она все время была 90-100%. Если ты добавляешь какое-то событие к обычному дню, то у тебя сразу битком все отели. Но события нужны, и событийная программа этого лета в очередной раз показала, что весь город жил.

Во все благоустроенные [к 800-летию] пространства мы привнесли относительно небольшие мероприятия. И турист, и житель, гуляя по городу в выходной день, не мог не наткнуться на какое-то событие, было видно, что город кипит. Это очень хорошее ощущение, которое нравится гостям. Я надеюсь оно нравится и жителям, потому что действительно есть энергия, есть движ.

Зачем вообще нужны эти события? Они позволяют актуализировать тебя в информационном поле, это новость, это способ напомнить о себе. Мы живем в такой острой конкуренции, как туристической, так и информационной и нам нужно постоянно напоминать о себе. Деловые события — это сразу новые проекты, новые контракты, это коммуникация, которая в итоге ведет к развитию.

— Вы рассказали о большой загрузке гостиниц, нет ли в планах увеличения номерного фонда и необходимо ли это городу, области?

— Начало следующего года министерство туризма должно посвятить поиску площадок для строительства, урегулированию всех земельных вопросов, для того чтобы предлагать инвесторам строительство новых гостиниц, нам это очень нужно. Мы фактически достигли потолка [по загрузке]. Например, номерной фонд в Самаре больше, чем у нас. Здесь есть над чем работать. Готовится к открытию несколько гостиниц, суммарно добавится около 250-260 номеров в 2023 году. Это поможет, но это не лекарство.

— В 2021 году туристический поток вырос на 30%, до 2,3 млн человек. В этом году ожидалось до 2,5-2,7 млн, удалось ли в итоге добиться этого?

— Будет еще больше, но здесь еще смотря как считать. По стандартным методикам учета (экскурсанты, пользующиеся услугами экскурсоводов, туристы, ночевавшие в гостиницах) этого показателя мы уже достигли к ноябрю. Однако у нас есть соглашение с “Мегафоном”, позволяющее по big data учитывать путешественников, которые посещают мероприятия без ночевок в гостиницах. На основе обезличенных данных сервис определяет, откуда приехали гости, как долго пробыли в городе, какие места посетили. Анализ этих данных также позволяет понять, какие места в городе наиболее популярны.

По Big Data — получилось уже 4 млн человек. Очень сложно считать туризм, но Самарская область так считает, Татарстан так считает, Московская область так считает. Так или иначе, есть рост очень существенный.

— Насколько удастся сохранить событийную программу в 2023 году?

— Да, в следующем году событий будет поменьше. Основной акцент будет сделан на выставках и театральных премьерах, продолжится "Столица закатов", она получила грант Ростуризма — это была лучшая в стране по баллам заявка, продолжится в таком же примерно формате, когда она растянута по разным площадкам в городе.

— Один из главных лейтмотивов 2022 года — это 200-летие Нижегородской ярмарки. Еще один крупный проект — наследие 800-летия — открытие концертного и выставочного залов в пакгаузах на Стрелке. Можно как-то оценить эффект от юбилея ярмарки, есть ли уже план по загрузке территории на 2023 год? Насколько удачным и успешным оказался проект по сохранению объектов на Стрелке?

— Если говорить про Пакгаузы, то с момента открытия их посетило 27 тыс. человек, это очень неплохой показатель, учитывая, что концертный зал там небольшой. Сами концерты посетило около 5 тыс. человек, остальное — посещаемость выставок. Неплохой показатель, он будет расти, потому что жители узнают про площадку, начинают ходить туда, гости специально приезжают. Там прошла оперная премьера "Орфей и Эвридика", затем премьера балета "Терезин-квартет" — это первый в Нижнем Новгороде современный балет. На эти мероприятия специально приезжают люди из других городов, понятно, что это небольшие цифры, но речь здесь про аудиторию, которая интересуется серьезным искусством и помогает продвигать город. Пакгаузы, их открытие, их победа в нескольких премиях (Золотой Трезини, Сделано в России (журнал “Сноб”), Russian Creative Awards, Russian Traveler Awards и другие — прим. ТАСС) — помогают продвигать регион, потому что действительно уникальный архитектурный объект получился.

Что касается Нижегородской ярмарки — она возрождается на глазах и ее 200-летний день рождения этому тоже сильно помог. Много гостей приехало летом, на деловые мероприятия, на само 200-летие. Но здесь основной эффект — от деловой программы. В начале октября прошел Форум креативных территорий, куда приехало много разных руководителей, бизнеса и это все помогает ярмарке возродиться как деловому центру. В этом ее главная задача, главная цель на ближайшие годы — крупные федеральные и межрегиональные мероприятия, чтобы ярмарка жила, как деловой центр и притягивала в Нижний Новгород деловых туристов.

— Сохранится ли прописка ключевых мероприятий на ярмарке в 2023 году? И каких премьер ждать в пакгаузах?

— ЦИПР (Цифровая индустрия промышленной России — прим. ТАСС) сохраняется, Форум креативных территорий пока тоже сохраняется, ключевые события — сохраняются. Для пакгаузов Театром оперы и балета сейчас пишется программа развития, хотелось бы, чтобы это были и новые постановки, и концерты. Такая задача у них стоит.

— Если говорить о международной составляющей культурной жизни, в каких проектах участвовали нижегородские музеи, театры, представители музыкального сообщества? Можно ли сказать, что несмотря на давление из-за рубежа нижегородская культура осталась актуальной за пределами РФ?

— Сложный вопрос. Мы провели Дни культуры Нижегородской области в Сирии, но в этом году было достаточно сложно с международной повесткой, у нас планировались проекты, которые пока отложили на время. Сейчас, в первую очередь, мы ориентированы на собственные проекты внутри страны, на привлечение внутреннего трафика.

Мы вместе с аэропортом стараемся развивать новые направления, запустили регулярные рейсы в Турцию, чартерные рейсы в Египет, в переговорах с Белградом, но это пока просто переговоры. Было бы правильно и здорово, чтобы из Нижнего туда летали самолеты. Это возможно с учетом того, что у нас прекрасные отношения с Сербской Республикой, мы надеемся, что это получится.

Конечно, сейчас все несколько перефокусируются на отношения с Узбекистаном, Казахстаном, мы с Бухарой подписали соглашения, новые культурные мосты с ними наводим, но это, скорее, проекты будущего.

Отдельно отмечу международную гастрольную деятельность театра оперы и балета. Весной часть труппы побывала с концертами в Южной Корее. В октябре солистов нижегородского оркестра La Voce Strumentale девять раз вызывали на бис в Берлинской филармонии, а на днях дирижер Дмитрий Синьковский выступил в роли дирижера-постановщика в редкой постановке Франческо Кавалли "Гелиогабал" в Цюрихском оперном театре. Культура продолжает жить, чествовать профессионалов из России, несмотря на все политические запреты.

— Годом ранее в Нижнем Новгороде реализовали масштабную программу по благоустройству общественных пространств, обновлению объектов культурного наследия. Насколько удалось сохранить импульс в этом направлении?

— У нас продолжаются работы в квартале церкви Трех Святителей, в этом году как раз выполнили реставрационные работы по дереву, Щелковский хутор закончили, закончили Пакгаузы — это тоже работы с наследием. Но по реставрации, вы знаете, такой масштаб, как на 800-летие, уже не возможен, но примерно 8-10 объектов каждый год реставрируется. Например, дом, рядом с которым снимали "Жмурки". Мы планируем его передать рестораторам, чтобы они сделали там классный русский ресторан, тоже хорошая история. На Ильинской был разрушенный особняк, заканчивается его восстановление. Если посмотреть, то внутри города ведется работа. Вроде бы не так масштабно, как 100 объектов, но при этом каждый из них ценный и с ним очень аккуратно работают.

В 2023 году, наверное, самый ожидаемый объект — это фуникулер в кремле. Один из самых сложных, если не самый сложный объект 800-летия. Попробуйте пройти под кремлевской стеной, так чтобы все пошло хорошо. Я думаю, что все сейчас понимают насколько это технически невероятно сложно, насколько аккуратно надо все сделать и здесь главное не навредить. Я бы сказал, что это самый ожидаемый проект 2023 года по работе с культурным наследием.

— Развитие креативных индустрий в последние годы также было одним из направлений, поддержкой которого занимались власти. В частности, в регион начали привлекать съемочные группы. Насколько успешной оказалась практика так называемых кинорибейтов? Будет ли закладываться финансирование на 2023 год?

— Если говорить в целом про креативные индустрии, они чувствуют себя неплохо в городе, есть отдельный грантовый конкурс, который поддерживает разные проекты. Хороший пример с сериалом "На дне" режиссера Бориса Казанцева, который получил грант в 2021 году, на этот грант снял пилот, в итоге его купил сервис "Премьер", они отсняли в июне целый сезон, готовится к премьере в ближайшем будущем.

Но по кино есть разные сложности с реализацией съемочного процесса, потому что многие вещи надо делать заранее, есть свои регламенты, в которые не всегда киношники укладываются, не всегда на встречу идет МВД. Мы стараемся помочь, но это не всегда просто.

Что касается рибейтов, то на следующий год мы скорректируем правила. Они и сейчас достаточно прозрачные, но хочется, чтобы компании более четко понимали градацию. Есть, например, 20 млн рублей — кому пять, кому два. Потому что все подают заявки на сумму даже больше, в этом году подали на 68 млн рублей, но у нас в бюджете было только 20. Очень хороший опыт у Калининградской области, если в съемках участвует Калининград — плюс столько [выплачивают], если количество сцен такое-то, значит еще столько. Более четкие критерии. Со следующего года мы их введем, это хороший опыт.

Плюс, я надеюсь, что у нас получится организовать небольшой фонд под съемки пилотов, хорошо себя зарекомендовал сериал "На дне" и фильм "Злые люди" по роману Свечина. Такой венчурный фонд в кино, когда мы могли бы за относительно небольшие деньги профинансировать пилот, а потом бы продюсеры сами их раскручивали и находили студии — было бы классно. У нас в работе такая идея есть, будем смотреть по финансам.

— Еще одна немаловажная составляющая культурной жизни города — музеи. В 2021 году в некоторых из них были проведены масштабные ремонтные работы? Чем в этот раз могут похвастаться учреждения? Насколько удачным получился для них год с точки зрения привлечения посетителей?

— Я хотел бы сначала похвалить два наших музея — это Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ) и Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (НГХМ) — блестящая была выставка народного костюма в Манеже (располагается на территории кремля — прим. ТАСС), очень профессионально сделана, великолепные костюмы, рассказ, предметы. Специалистам и обычным людям очень-очень нравится, все очень высоко ее оценивают. Директора федеральных музеев приезжали, смотрели ее, очень хорошие оценки. Надеюсь таких проектов в Манеже будет больше в следующем году.

Но есть по сравнению с прошлым годом и, может быть, не очень удачные выставки. Не потому что они плохие, а потому что чуть-чуть не попали. В выставочном пространстве на Покровке, где у нас искусство XX века, очень классная выставка Гончаровой. Но по сравнению с Кандинским и Малевичем, которые были в прошлом году, посещаемость существенно ниже. Музей при этом сделал выставку совершенно замечательную — большое исследование Гончаровой, ее творчества, это женщина, открывшая в Европе русский авангард. Специалисты приезжали, им нравилось, а широкой публике не зашло. На мой взгляд, побольше можно было в рекламу вложиться, это такая самокритика.

Хорошие выставки классического искусства организовали. В музее-заповеднике всегда интересные экспозиции. Справились они с миллионом посетителей в кремле — это правда серьезное достижение. Огромное количество экскурсий, серьезная нагрузка на сотрудников, они молодцы.

В следующем году Манеж готовит интересные выставки русского и западного искусства, везде будет интересно. Главное, чего хочется и себе и музеям пожелать — улучшить анонсирование, есть над чем поработать в этом направлении.

— Можно ли уже сейчас сказать, каким будет 2023 год для сферы культуры и событийного туризма, на что будут сделаны акценты, какие события и мероприятия станут ключевыми?

— Сам событийный каркас мы, конечно, будем стараться сохранить. Он как инструмент показал свою эффективность. Если попытаться охарактеризовать следующий год, то, наверное, — это год внутреннего развития, когда мы должны покопаться в себе, в своих архивах, фондах, подумать и вместе с другими регионами, другими крупными музейными и театральными площадками собрать новые интересные проекты. Это год с опорой на собственные силы.

В 2023 году будут интересные театральные и музейные события, будут проекты с Екатеринбургом — ему 300 лет, с Пермью — ей 300 лет. Потом 150 лет со дня рождения Федора Шаляпина, 155 лет со дня рождения Максима Горького. Мы вместе с Казанью готовим совместный план по Шаляпину, общий оргкомитет.

Следующий год — это год, когда нам нужно сфокусироваться на сотрудничестве. Понятно, что какая-то конкуренция всегда присутствует между регионами — добрая, хорошая. Но следующий год, как мне кажется, было бы правильно сделать годом не соревнования, а годом сотрудничества, годом сборки общих проектов, когда все друг-другу чуть-чуть уступают, когда все стараются сделать что-то общее, чтобы можно было показать что-то в Казани, потом у нас, или сначала у нас, потом в Казани, а потом в Москве. Сделать так, чтобы мы могли на общей культуре привлечь большое внимание нашей же собственной аудитории.

Важно чтобы все учреждения культуры смогли лучше воспользоваться "Пушкинской картой". Надо сказать, что мы одни из регионов лидеров в России, входим в десятку, но мы должны входить в тройку, здесь есть над чем работать. Это просто деньги, которые музеи смогут потратить на свои новые выставки, мероприятия, постановки.

— В сфере туризма тоже необходимо такое сотрудничество?

— Что касается туризма — это тоже год сотрудничества, общие коммуникационные планы должны быть, больше совместных PR-проектов, межрегиональных маршрутов. Потому что так мы будем только расширять рынок. Нам нужно расширять рынок, а не бороться за конкретного туриста прямо сейчас, в расширении мы все получим больше: больше посетителей в музеях, больше людей в ресторанах, больше людей в отелях и, в конце концов, больше людей, которые узнают собственную страну. С этой идеей мы бы хотели прожить следующий год.

Зачем нам конкурировать, ставить похожие мероприятия в одни даты? Давайте лучше мы вместе соберемся, правильно разложим это по году, чтобы люди не ломали голову куда лучше поехать — в Нижний или Казань, лучше пусть они поедут и в Нижний, и в Казань. Было бы здорово, если бы в таком формате прошел следующий год.

— Слоганом 800-летия Нижнего Новгорода была фраза "Начало Нового", стал ли, по вашим оценкам, 2022-й год именно таким?

— На мой взгляд начало нового — пошло. Энергия пошла, все проекты идут, строится ледовый дворец, IT-кампус, "Школа 800" открывается, в экономике много проектов, несмотря на все сложности, очень много людей приезжает, обсуждает Нижний в искусстве, в туризме, в целом в культуре, есть ощущение движения, это, наверное, самое главное. Поэтому начало нового — получилось.

Что касается итогов 2022 года, конечно, есть всегда к чему докопаться, я сам к себе постоянно докапываюсь, но в целом год очень хороший для города.

Беседовал Георгий Поветкин