Что изменилось на сайте Wildberries после выигрыша гранта от Ростуризма
Большинство из 3718 участников опроса в телеграм-канале «Крыша ТурДома» не знают о Wildberries Travel, туристическом проекте крупнейшего российского интернет-ритейлера, который 2 года назад выиграл 3 млн руб. в конкурсе грантов от Ростуризма. 71% ответили, что первый раз слышат о нем. 19% не пользуются, 2% заходят в этот раздел «ради информации», но ничего не покупают, и лишь считаные единицы признались, что бронировали там авиабилеты. Редакция выяснила, что сейчас происходит с этим проектом – какой функционал был заявлен и какой появился.
Поводом для опроса стал комментарий отраслевого эксперта Алексея Кожевникова. Он обратил внимание, что в ноябре 2020 года Wildberries выиграл в конкурсе Ростуризма грант на поддержку внутреннего и въездного туризма в размере 3 млн руб. На тот момент на сайте ритейлера имелся раздел с формой для бронирования авиабилетов. Прошло 2 года, однако принципиальных изменений не замечено.
«WB анонсировал, что будут развиваться и другие сервисы для туристов – бронирование гостиниц, маршрутов и билетов в музеи. Предполагалось, что региональные министерства сами будут добавлять информацию о туристических особенностях регионов в своем личном кабинете, что хоть и выглядело новаторски, но вызывало большие сомнения. Всё-таки у регионов свой функционал и заниматься развитием сервиса частной компании они, прямо скажем, не обязаны», – написал Алексей Кожевников.
Действительно, раздел, посвященный внутреннему туризму, можно найти на Wildberries только очень постаравшись. Он в самом низу бокового меню и выглядит недоделанным. Внутри есть форма для поиска информации по регионам. Однако, вбив «Алтай», корреспондент редакции получил ссылку на карту, где можно посмотреть только местоположение достопримечательностей без какого-либо описания и другого функционала, а также несколько текстов на 1–2 абзаца в «Афише» и «Блоге». Кнопки с названиями «Природа», «Горы», «Этнография», «Экскурсии» оказались неактивными.
Разделы «Ж/д» и «Автобусы» в верхнем меню предлагают отправиться из Москвы по шести направлениям: Питер, Сочи, Казань, Лондон, Пхукет и Нижний Новгород. Рабочей выглядит только та самая вкладка «Авиа» c формой для бронирования авиабилетов, которая появилась у Wildberries еще до участия в гранте, в марте 2020 года.
Один из экспертов, опрошенных TourDom.ru, предположил, что у ритейлера просто изменились планы – компания занималась своим основным бизнесом. Однако, как отмечают наблюдатели, хотелось бы видеть итоги работы по теме конкурса Ростуризма. «Ждем результатов. Деньги, как известно, любят счет (и четкий отчет об использовании), а бюджетные – тем более», – написал Кожевников.
Напомним, в июне 2020 года основатель компании Татьяна Бакальчук заявила ТАСС о намерении «сильно прокачать внутренний туризм» и создать онлайн-проект для туристов. В ноябре того же года, отвечая на вопрос TourDom.ru о целях участия в конкурсе и получения 3-миллионного гранта от Ростуризма, пресс-служба подтвердила, что планируется сделать сервис для планирования поездок по регионам России, который будет доступен как на сайте, так и в мобильном приложении. Выяснить, когда это все заработает, не удалось – 21 ноября, то есть спустя 2 года, редакция отправила еще один запрос, ответа на него за минувшую неделю не последовало.
Те самые 3 млн руб. – это максимальный размер гранта, на который, согласно правилам, могли претендовать предприниматели. Очевидно, что эта форма господдержки ориентирована на малый бизнес. Зачем компания Wildberries вообще подавала заявку на соискание такой скромной для крупнейшего ритейлера суммы, так и осталось неясным. За год до проведения конкурса ее оборот уже превышал 223 млрд руб., а в пандемийном 2020-м почти удвоился и достиг 437 млрд.
«Пока весь банковский бизнес, электронная коммерция и вообще все крупняки не перестанут тыкаться во все возможные ниши, малый бизнес никогда не будет развиваться, да и средний тоже», – с сожалением отметил один из подписчиков «Крыши ТурДома».
Из-за грантов Ростуризма в 2020-м разгорелся скандал, ведь денег хватило не всем и распределялись они не совсем прозрачно. Предприниматели, заявки которых были отклонены, выявили нарушения процедуры и потребовали строго придерживаться правил – опубликовать полный протокол результатов голосования по каждой заявке. Понять, почему один проект прошел и получил грант из бюджета, а другой нет, в чем недоработка, было невозможно. Объединение «Опора России» просило главу Ростуризма Зарину Догузову внести ясность. В феврале 2021-го, рассмотрев жалобы, Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении Федерального агентства. Нарушения подтвердились, в правила конкурса внесли изменения. Ростуризм делегировал отбор проектов в регионы, но предприниматели до сих пор сталкиваются с проблемами.