Войти в почту

В Катаре стартовал самый скандальный чемпионат мира по футболу. Чем там заняться туристу и что надо знать перед поездкой?

20 ноября в крошечном государстве Катар на северо-востоке Аравийского полуострова начался Чемпионат мира по футболу. Несмотря на то что власти эмирата с суровыми мусульманскими законами попытались сделать все, чтобы радушно встретить туристов со всего мира, вокруг этого мундиаля разгорелась целая череда скандалов. О том, каким предстанет Катар перед сотнями тысяч иностранных болельщиков, чем там заняться в свободное от матчей время и почему фанаты недовольны чемпионатом в эмирате, — в галерее «Ленты.ру».

В Катаре стартовал самый скандальный чемпионат мира по футболу. Чем там заняться туристу и что надо знать перед поездкой?
© Lenta.ru

То, что Катар — синоним роскоши и благосостояния, становится понятно уже по прилете в столицу эмирата Доху. Аэропорт Хамад неоднократно признавался лучшим в мире не только благодаря внутреннему убранству, но также из-за первоклассного сервиса и услуг. Зажиточные пассажиры могут провести время в катарском аэропорту не хуже, чем в пятизвездочном отеле, со всеми удобствами, включая спа, массажи, шопинг в бутиках и питание в лучших ресторанах мира.

Кроме того, национальная авиакомпания Qatar Airways тоже по праву неоднократно признавалась лучшей в мире. Ее пассажирам, летающим первым классом, предоставляется доступ в один из самых больших в мире бизнес-лаунжей в аэропорту Хамад. При этом те, кто прилетел в Катар в эконом-классе Qatar Airways, тоже могут приобрести доступ в роскошную лаунж-зону за 100 долларов с человека.

Футбольные фанаты из Индии празднуют начало обратного отсчета до старта Чемпионата мира по футболу в Дохе. Фото: Nariman El-Mofty / AP

Одним аэропортом исключительность Катара не ограничивается. Бухта Эль-Удайд на юго-востоке эмирата — это в буквальном смысле море посреди пустыни и одна из самых известных достопримечательностей Аравийского полуострова. Здесь бескрайние песчаные дюны сплетаются с водами большого Персидского залива.

Из-за своей уникальной экосистемы территории бухты Эль-Удайд находятся под защитой ЮНЕСКО. Обычно, чтобы посетить знаменитый природный объект, туристы отправляются на сафари по дюнам, поскольку добраться до залива можно только по пустыне.

Песчаные дюны встречаются с водами залива Эль-Удайд. Достопримечательность расположена в 60 километрах от Дохи. Фото: Nariman El-Mofty / AP

Еще одно популярное развлечение в пустыне — катание на верблюдах. Традиция проводить верблюжьи бега пришла в Катар в 1972 году, и с тех пор каждую пятницу с октября по февраль на трассе Аль-Шахания в чае езды от Дохи проводятся внутренние турниры, а в марте и апреле организуются крупные состязания, например, главная гонка HH the Emir’s Main Race.

Вокруг ипподрома расположен небольшой город верблюдов, где конюшни открыты для посетителей. Кроме того, туристы и сами могут попробовать прокатиться на горбатых животных, забронировав сафари-тур. Такие экскурсии можно совместить с посещением бухты Эль-Удайд, а также сэндбордингом.

Верблюжьи гонки — одно из самых популярных развлечений в Катаре, которое зародилось в эмирате в 1972 году. Фото: Nariman El-Mofty / AP

Своеобразный символ Катара — деревянные лодки доу, которые встречают гостей столицы россыпью разноцветных огней еще при подлете к аэропорту. Когда-то они принадлежали торговцам, которые развозили различные грузы в арабские страны, а также ловцам жемчуга, жертвовавшим своей жизнью ради мизерного заработка.

Трудно поверить, но другого способа добыть себе пропитание в Катаре тогда не было. Однако все изменилось в 1970-х годах, когда в эмирате обнаружили газ и нефть. Теперь, во времена процветания и изобилия, традиционные лодки доу катают довольных туристов по водам залива. Стандартный круиз длится около четырех-пяти часов и стоит чуть больше 3,5 тысячи рублей с человека.

Традиционные лодки доу встречают туристов, подлетающих к Дохе, яркими огнями. Фото: Nariman El-Mofty / AP

Рынок Сук-Вакиф, расположенный в центральном районе Дохи Аль-Сук, тоже существовал еще во времена «бедного» Катара. Он располагался прямо на берегу реки, чтобы товары с лодок шли прямо на прилавок. С годами базар становился все менее популярным, а в 2003 году и вовсе сгорел. Однако власти Катара воссоздали его историческую копию и сделали Сук-Вакиф одной из самых колоритных достопримечательностей Катара.

Сегодня здесь можно купить буквально все — от специй и одежды до оружия и экзотических птиц. Особая часть базара, которая больше всего привлекает туристов, — это секция с животными. Тут есть не только загоны с верблюдами и арабскими скакунами, но также настоящая соколиная ярмарка, где даже продаются все необходимые аксессуары для содержания хищных птиц.

Многие здания в Дохе спроектированы настоящими звездами в мире архитектуры. Например, Захой Хадид, Ремом Колхасом и Жаном Нувелем. Фото: Nariman El-Mofty / AP

Многие архитектурные и культурные объекты арабской страны поражают даже искушенных Европой путешественников. Например, Музей исламского искусства проектировал американский архитектор китайского происхождения Бэй Юймин, который наиболее известен как автор стеклянной пирамиды перед Лувром в Париже.

Национальный музей Катара, который называют «розой пустыни» из-за схожих с лепестками цветка элементов, тоже был спроектирован звездой архитектурного мира, лауреатом Притцкеровской премии Жаном Нувелем. А дизайном Национальной библиотеки Катара алмазовидной формы, занимался голландец Рем Колхас.

На известнейшем в Катаре рынке Сук-Вакиф продают не только специи и сувениры, но также хищных птиц. Фото: Nariman El-Mofty / AP

Другой уникальный объект в крошечном государстве — искусственный остров The Pearl с элитной застройкой, всем своим внешним видом демонстрирующий богатство и процветание Катара. Прогуляться по улицам острова может каждый желающий, а вот приобрести недвижимость в одном из здешних ЖК по карману далеко не всем.

Самая маленькая студия в неприметном доме обойдется в 1,3 миллиона катарских риалов (21 миллион рублей). Зато вложившийся в недвижимость на The Pearl сможет каждый день прогуливаться по бутикам мировых люксовых брендов, ужинать в ресторанах с изысканной кухней, кататься на яхте в лагуне Вест-Бэй и нежиться на пляжах с белым песком в компании таких же богачей.

Посещение Катара даже для тех, кто не планирует селиться в роскошных отелях и питаться в самых дорогих заведениях, в любом случае обходится в копеечку. Согласно аналитике портала Budget your trip, в среднем турист должен быть готов потратить в сутки около 174 долларов (примерно 10 тысяч рублей). В эту сумму входят расходы на еду, транспорт и проживание.

Таким образом, за неделю проживания в Катаре двое путешественников обычно платят около 2,4 тысячи долларов (144 тысячи рублей) без учета стоимости авиабилетов и прочих расходов, например, на шопинг.

Для самих катарцев такие цены вполне приемлемы. Ведь каждый, кто появился на свет в эмирате, уже с рождения сказочно богат. Дело в том, что все дети Катара автоматически получают личный счет со стартовым капиталом, на котором к совершеннолетию накапливается около полумиллиона долларов.

Таким образом, у жителей страны просто нет шанса не стать успешными и состоятельными. Отсюда возникает вопрос, кто же обслуживает всех этих прирожденных миллионеров? Конечно, мигранты. В этом заключается суть катарской экономики. В качестве обслуживающего персонала и на всех неприглядных должностях здесь трудятся суданцы, филиппинцы, индийцы, малайцы, турки, пакистанцы, китайцы. Кто угодно, но не катарцы.

Именно это стало поводом для одного из скандалов, разразившихся вокруг катарского мундиаля. По данным The Guardian, за время подготовки к ЧМ-2022 с 2010 года в Катаре погибли более шести тысяч мигрантов, и официальные источники пытаются занизить эти данные.

Другие западные СМИ назвали местных представителей власти алчными и лицемерными и обвинили страну в эксплуатации северокорейских рабочих на ужасных условиях. При этом, по оценке Business Insider, бюджет чемпионата составил от 200 до 220 миллиардов долларов, что в 20 раз превышает бюджет мундиаля в России в 2018 году.

Учитель йоги показывает упражнения на местной ферме. Фото: Nariman El-Mofty / AP

В итоге из-за несоблюдения Катаром прав человека, а также позиции в отношении представителей ЛГБТ-сообщества многие звезды отказались выступать на мундиале. Среди них певицы Дуа Липа, Шакира и солистка группы Spice Girls Мелани Си.

«Я буду болеть за Англию дистанционно и с нетерпением жду возможности посетить Катар, но только когда он выполнит все обещания по соблюдению прав человека, данные после того, как страна выиграла право на проведение чемпионата мира по футболу», — написала Дуа Липа в своих социальных сетях.

В центре Дохи установлена инсталляция, ведущая обратный отсчет до начала мундиаля. Фото: Nariman El-Mofty / AP

Эксплуатация мигрантов и строгие мусульманские законы — не единственное, что возмутило общественность по поводу ЧМ-2022 в Катаре. Самым большим недовольством для самих болельщиков стал запрет на продажу и распитие алкоголя на стадионах во время просмотра матчей.

До этого власти страны были готовы разрешить компаниям установить точки продажи пива в незаметных местах с ограничением не более четырех банок алкогольного напитка на человека. Однако позже ФИФА объявила, что теперь пиво можно будет выпить только в фан-зонах.

При этом, по законам Катара, алкогольные напитки могут продаваться только в приотельных барах, а распитие спиртного в общественных местах и его ввоз в страну строго запрещены.

Футбольные матчи ЧМ-2022 можно будет посмотреть на только на одном из восьми стадионов Катара, но также в барах Дохи. Фото: Nariman El-Mofty / AP

Тем не менее, несмотря на все скандальные обвинения и строгие запреты, Катар планирует принять около 1,2 миллиона путешественников на своих территориях во время чемпионата и обещает обеспечить гостям эмирата комфортное пребывание. Для этого власти не только сняли все коронавирусные ограничения на въезд для болельщиков, но также буквально превратили Доху в музей под открытым небом.

В ноябре и декабре прямо на улицах столицы будут представлены 40 работ известнейших художников со всего мира. Среди них, например, Джефф Кунс, Субодх Гупта, Катарина Фрич, Уго Рондиноне, Даниэль Аршам и даже KAWS.

Солнечные панели, установленные напротив самого старого стадиона в Дохе — Международного стадиона Халифа. Фото: Nariman El-Mofty / AP