СМИ: введение в строй нового терминала аэропорта на севере Кипра отложили

НИКОСИЯ, 14 ноября. /ТАСС/. Турко-кипрские власти в очередной раз перенесли ранее заявленную дату открытия нового аэровокзального комплекса аэропорта Эрджан (греческое название - Тимбу) - единственного аэропорта для пассажирских самолетов на севере Кипра. Об этом сообщила в воскресенье на своем сайте газета Cyprus Mail.

Издание напоминает, что аэровокзальный комплекс стоимостью €300 млн превратился в долгострой: согласно контракту, он должен был быть готов в 2016 году, а его строительство продолжается 10 лет. В июне министр общественных работ и транспорта самопровозглашенной Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК), лидер турко-кипрской Партии возрождения Эрхан Арыклы провозгласил, что новый терминал будет открыт 20 июля. А затем, в августе, когда объявленные сроки на были исполнены, заместитель премьер-министра непризнанного государства Фикри Атаоглу перенес день введения аэровокзала в строй на 15 ноября. И вот теперь Арыклы дал понять, что в этом году ожидать открытия терминала не следует.

По словам главы турко-кипрского Минтранса, строительство аэровокзального здания "физически завершено", однако для введения его в строй "не хватает некоторого технического оборудования", включая трансформаторы и курсо-глиссадную систему - систему инструментального захода самолетов на посадку. "Как только эти устройства будут доставлены, мы в очень короткие сроки их установим и откроем Эрджан", - приводит газета слова Арыклы.

Он сообщил, что турко-кипрские власти рассматривали возможность частичного открытия аэровокзала в заранее объявленный день, 15 ноября, однако в итоге отказались от этой идеи. По утверждению Арыклы, против такого сценария был и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Поэтому теперь, по словам министра, открытие запланировано на "первые месяцы 2023 года".

Единственный аэропорт на севере Кипра

Аэропорт Эрджан (Тимбу) расположен в 17 км к востоку от Никосии. Поскольку ТРСК признает лишь одна Анкара, то прямые полеты туда выполняются исключительно с территории Турции. Самолетам авиакомпаний других стран, чтобы прилететь на север Кипра, необходимо сделать предварительную посадку в одном из турецких аэропортов. В июне Анкара приравняла статус Эрджана к внутренним аэропортам Турции, что вызвало решительное осуждение греко-кипрских властей. Новый терминал и примыкающая к нему дополнительная территория летного поля позволят нарастить пропускную способность воздушной гавани с 4 млн до 10 млн пассажиров в год.

Тимбу - это греческое название деревни, возле которой расположен аэропорт. Турко-кипрские власти присвоили этим воздушным воротам имя майора ВВС Турции Фехми Эрджана, погибшего в первый же день военной операции "Кипр" в 1974 году и причисленного в ТРСК к исламским мученикам. В прошлом году лидер турок-киприотов, президент самопровозглашенной ТРСК Эрсин Татар сообщил, что с завершением строительства нового аэровокзального комплекса, который окажется значительно больше нынешнего и будет иметь девять "рукавов", то есть крытых переходов из аэровокзального здания в салоны самолетов, аэропорт будет переименован и назван в честь первого турко-кипрского лидера Фазыла Кючюка (1906-1984). А имя Эрджан будет присвоено турко-кипрскому военному аэродрому в Лефконико (турецкое название - Гечиткале).

В сентябре турецкая газета Milliyet сообщила о том, что Россия якобы собирается с 15 ноября запустить прямое воздушное сообщение с северной частью Кипра. Посольство РФ в Никосии назвало эту информацию спекуляциями, а постоянный секретарь МИД Республики Кипр Корнелиус Корнелиу сообщил, что получил от тогдашнего посла России на Кипре Станислава Осадчего заверения, что переданное турецким изданием сообщение является ложным. Затем в середине октября Арыклы заявил, что начиная с марта 2023 года две авиакомпании начнут непрямые полеты из Москвы на турецкий север Кипра с промежуточной посадкой в Анталье. Глава турко-кипрского Минтранса не упомянул государственной принадлежности этих авиаперевозчиков, но сообщил, что они "зарегистрировались в ТРСК" с получением права совершать посадки на севере острова.

Кипр разделен по национальному признаку со времени вооруженного вторжения Турции в 1974 году, спровоцированного государственным переворотом сторонников присоединения острова к Греции. В результате военных действий под турецким контролем оказалось примерно 37% территории Кипра, на которой в 1983 году была образована ТРСК, признаваемая в мировом сообществе только Анкарой. Южная часть острова осталась под контролем Республики Кипр, населенной преимущественно греками-киприотами.