Panem et circenses: как строили Колизей

Колизей, или амфитеатр Флавиев, — самый большой амфитеатр античности, переживший землетрясение и растащенный по камню в Средние Века, сейчас стал символом Рима. «Здесь, где у всех на глазах величавого амфитеатра сооружение идет, <...> Рим возродился опять», — так поэт Марк Аврелий Марциал восхвалял первого императора из Флавиев, Веспасиана, и его великий проект. Как технологии I века нашей эры позволили возвести подобное здание — в материале InScience.News.Слово coliseo на римском диалекте итальянского могло быть слившимся Collis Isaeum — «Холм, на котором находится Изэум». Изэумы — храмы Исиды; один из них стоял на Палатинском холме — недалеко от амфитеатра Флавиев. Культ Исиды (изначально египетской богини) проник в Грецию еще в эпоху эллинизма, а после распространился по всему Средиземноморью. По другой версии, «Колизей» — это «огромный» от colosseus на латыни или «гигант» с итальянского colosso. В последнем случае слово появилось не раньше VII в. н. э. Тогда Колизей обязан своим названием огромной бронзовой статуи бога солнца Гелиоса, стоявшей рядом с амфитеатром.Амфитеатр строили Флавии, новая династия, возглавившая Рим после свержения императора Нерона. Тит Флавий Веспасиан (в истории известный как Веспасиан — первый из династии Флавиев) хотел упрочить свои позиции большой стройкой. Был и важный символический фактор. Возведя Колизей на месте дворца Нерона, Веспасиан как бы отдавал народу личные земли свергнутого императора-деспота: до амфитеатра Флавиев на этом месте находился «Золотой дом», дворец Нерона. Арена амфитеатра, например, располагалась на месте осушенного водоема во дворе снесенного дворца.Фрагмент арки Тита с трофеями из разрушенного Иерусалимского храма. ancientrome.ruОднако на строительство такого объекта требовались огромные деньги. Способ быстро достать средства для разоренного государства в античности был один — устроить войну и разграбить соседа. Стройка началась в 72 году н. э., как раз после Иудейской войны (на которой Веспасиан был одним из командующих). На одной из плит Колизея есть остатки бронзовых букв, их удалось реконструировать: «Император Веспасиан велел возвести амфитеатр за счет военной добычи». Это не только разграбленный Иерусалимский храм: на стройке работали военнопленные, они же добывали в карьерах Тиволи достаточно прочный белый известняк — травертин, основной строительный материал.Иудейская война закончилась в 69 году н. э. Возвращаясь домой, войско Веспасиана и его сына Тита еще два года собирало налоги по зажиточным восточным провинциям. Так в казне нового императора появились деньги, на которые строился и амфитеатр Флавиев.Серийное производство строительного материала, возведение арок, сложные «элитные» работы над декоративными элементами — все это свидетельствует, что, кроме рабов, в строительство могла быть вовлечена четверть населения Рима. Вот он — народный театр. Наконец в 80 году н. э. в Колизее прошли первые игры.Колизей на монете ТитаЧудеса античной инженерии: бетон, кирпич, навмахии и съемная крышаБольшому амфитеатру — большие проблемы. Во-первых, конструкция могла быть крайне тяжелой. Периметр эллипса Колизея — 527 метров; на внешнем кольце только по одному уровню идет 80 арок. Каждая арка на первом уровне — 7 метров в высоту, 2,4 метра в ширину и 2,7 метра в глубину. Наружную стену составляют три арочных яруса с аттиками, особыми стенами над карнизами арок. Еще один, четвертый, почти сплошной, надстроили позже, и высота Колизея составила 52 метра. В проемах на третьем и втором ярусе стояли мраморные статуи, а верхний ярус был украшен коринфскими пилястрами, декоративными колоннами с прямоугольным сечением, и бронзовыми щитами. Так зрительно облегчается конструкция: декоративные элементы расположены сверху при свободных несущих нижних арках. Вдобавок высота арок на каждом новом ярусе немного уменьшается: от 7 метров к 6,4 метра. Так амфитеатр выглядит выше и — насколько можно при таких размерах — воздушнее.Использовали ордерную аркаду: арки опираются непосредственно на колонны. В Колизее ордерные колонны не играют несущую роль: они приставляются по сторонам арки как декоративные — «римская архитектурная ячейка».Стены Колизея — это ордерная суперпозиция. Элементы воздвигались в определенной последовательности: первый ярус — римский дорический ордер, второй — ионический и третий — коринфский.Ордерная суперпозиция Колизея: дорический, ионический и коринфский ордерыДля подвода материалов к верхним ярусам ставились гигантские «краны» из блоков и лебедок. На нужном уровне у возводящихся стен строилась временная платформа и на нее с помощью этих кранов затягивались блоки. Краны приводились в движение ступальными колесами — это тоже римское изобретение, первые упоминания о котором относятся ко II в. до н. э. С помощью него один человек мог поднять до трех с половиной тонн.Арочная конструкция сама по себе значительно облегчила постройку. Относительно легок известняк-травертин, из блоков которого она воздвигалась. Для Колизея было добыто 100 тысяч м³ травертина. Его везли из Тиволи, что более чем в 30 километрах от Рима.Для Колизея античные строители готовили бетон. Бетон прочнее известкового раствора, но гораздо легче камня — поэтому его использовали для надстройки, на которую помещены сидения. Благодаря этому весь амфитеатр в итоге не рухнул под своим же весом и 50 тысячами зрителей.Римский бетон — это та же самая, современная, смесь песка, извести и щебня. В известь как связующее вещество римляне добавляли пемзу, кирпич или пуццолан (природная керамика). Как бетон делают сейчас, так и римские строители вливали в песок с известью воду, перемешивали до однородности, насыпали щебень, заливали массу в приготовленную опалубку и утрамбовывали. Соотношение песка и извести — от 3:1 до 2:1.Сами сиденья поставлены особым образом: на нижних ярусах наклон между рядами составляет 30 градусов, а на верхних — 35. Так зрителям с верхних рядов (кстати, на нижних сидели высокие чины — император, сенаторы и весталки; чем выше — тем ниже зритель находился в римской социальной стратификации) было проще разглядеть, что происходит на арене.Другое новшество — легкий и долговечный красный кирпич из терракота. На постройку ушло более миллиона кирпичей. В основном ими выкладывались своды подземного лабиринта.Гипогеум Колизея. Стены выложены красным кирпичом. PinterestПодземные лабиринты, гипогеум, строились уже после Веспасиана. Колизей вообще долго достраивался. Скорее всего, во время первых игр и гладиаторских боев в амфитеатре Флавиев у стен стояли временные надстройки-«леса» для четвертого яруса. Гипогеум же был вырыт уже при брате Тита, его престолонаследнике императоре Домициане.Гипогеум стал кулисами игр и гладиаторских боев Колизея. Кроме рабочих амфитеатра, спортсменов и гладиаторов, в подземельях находились клетки с дикими животными. Для того чтобы поднять их на арену, использовались «лифты»: дрессировщики загоняли животное на платформу в конце подземного коридора и поднимали на песок к гладиаторам-бестиариям через опускную дверь. Шахты для этих подъемников разделены арками, там же могли быть и ручные лебедки для работы механизма. Всего в конструкции арены 60 люков — 60 подъемников. Они позволяли отправить на арену гладиатора или хищника в любой момент боя.Морская битва в Колизее. curiousstoryofourworld.blogspotДошедшие до нас имена гладиаторов — это, как правило, имена либо врагов и героев Рима, либо мифических созданий. Отсюда выходит, что гладиаторские бои или игры в амфитеатрах были инсценировками эпических сражений прошлого или битв богов. Представления по морским сражениям назывались навмахиями; они, например, проводились на Марсовом поле или на Фуцинском озере. До строительства гипогеума морская битва могла быть поставлена и в Колизее. По легенде, на первых же играх, по случаю открытия Колизея в 80 году, сражались «керкиряне» и «коринфяне»: небольшие корабли на затопленной арене изображали битву 434 года до н. э. Остается вопрос — как античные инженеры могли гидроизолировать под навмахии нижние ярусы амфитеатра.Были ли в Колизее морские сражения, или нет, строителям все равно пришлось осушить озеро из внутреннего двора «Золотого дома». Оно было размером в пять футбольных полей.Под озером прорыли канал, а его стены обложили камнем. Вода должна была быть спущена в Тибр: строители возвели целую сеть каналов с уклоном примерно в два градуса. Такой точный наклон измерялся по воде в специальном желобе — античный инструмент-уровень. От центра арены к каналам шли четыре ливневых дренажа. Стоки также опоясывали Колизей по периметру, и все — к Тибру. Система дренажных каналов растянулась на 3 километра; она могла осушить арену (или наполнить ее водой для морского сражения) за несколько часов.Веларии над Колизеем. europeanmuseumforum.ruДругая проблема — страшная жара на верхних рядах в амфитеатрах. Но еще за 2000 лет до стадионов с выдвижной крышей над Колизеем натягивали полотна. Они назывались велариями. На стенах четвертого этажа сохранились «кронштейны» под вертикальные мачты, к ним канатами крепились полотна-веларии. В 2015 году реконструкторы провели эксперимент по установке такого велария. Это оказалось возможным. Так и на представления в Колизее потенциально могли наниматься моряки — те, кто обладал навыками быстро на большой высоте натянуть полотно с помощью канатов.Для удобства публики придумали вомитории — раздельные входы к зрительским местам в разных ярусах. Всего в Колизее 80 входов — по числу арок на одном уровне, и 50 тысяч человек (или 80 тысяч, как, видимо, преувеличивали античные авторы) могли заполнить амфитеатр за 15 минут. Системы выходов, подобные римским вомиториям, используются и на современных стадионах.Колизей на реконструкции. Рим, 2015Колизей опередил свою эпоху — вместительный, функциональный и технически оснащенный амфитеатр в форме эллипса, у которого использовалось даже подземное пространство.Из-за той же эллиптической формы, кстати, компания Ubisoft не смогла создать его точную модель для игры Assassin's Creed: Brotherhood. Колизей, важную локацию, по техническим причинам отрисовали по круговому плану. Круглый амфитеатр сильно критиковался — в отличие от Нотр-Дама из той же серии игр, чья модель, по мнению фанатов и даже специалистов, оказалась настолько точна, что могла бы помочь (не помогла в итоге) в реконструкции собора после пожара 2019 года.В свою очередь, за реконструкцию Колизея сначала два года судились мэрия Рима и компания Tod’s, несколько раз с 2012 года начинались косметические работы, а в 2020-м было объявлено о больших планах на восстановление Колизея к концу 2023 года. Противники реконструкции указывают на сложность и дороговизну работ и дальнейшего содержания амфитеатра как концертной площадки.Автор: Александра Абанькова

Panem et circenses: как строили Колизей
© InScience