Милота на защите.  Как породная группа собак «шалайка» стала российским национальным достоянием

Традиционно для поиска взрывчатых веществ перед авиаперелетами помимо технических средств контроля повсеместно в мире используют служебных собак, но обычно эту работу организуют непосредственно аэропорты или госструктуры.

Милота на защите.  Как породная группа собак «шалайка» стала российским национальным достоянием
© Lenta.ru

«Аэрофлот» — единственная авиакомпания, имеющая собственную кинологическую службу, причем и собаки здесь используются уникальные — шалайки, гибрид шакала и оленегонной лайки. О том, как устроен уникальный отдел кинологического мониторинга «Аэрофлота» и почему милейшие животные, способные предотвращать теракты на земле и в воздухе, стали национальным достоянием, читайте на «Ленте.ру».

Маленькие, неагрессивные, с уникальным нюхом

В 2001 году, в неспокойное время, когда угроза терактов на самолетах была обыденной реальностью, в «Аэрофлоте» для их предотвращения решили создать свою кинологическую службу. Но сразу же возникли проблемы с выбором породы — традиционные служебные собаки не подходили из-за крупных габаритов и возможной агрессии по отношению к пассажирам. В результате в авиакомпании в качестве биодетектора решили использовать шалаек — породную группу, образовавшуюся в результате гибридизации шакала и оленегонной лайки.

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Ее вывел в середине 70-х годов прошлого века советский и российский ученый-биолог Клим Сулимов, скрестив ненецкую лайку и среднеазиатского шакала. Благодаря генам дикого шакала шалайка может различать полмиллиона запахов, легко переносит жару и не проявляет агрессии по отношению к человеку. Кроме того, они неприхотливы к пище, не страдают хроническим заболеваниями и способны работать при экстремальных температурах от минус 40 до плюс 40 градусов.

Начальник отдела кинологического мониторинга департамента управления авиационной безопасности «Аэрофлота» Елена Батаева рассказала «Ленте.ру», что первые собаки этой породной группы в авиакомпании оказались очень пугливыми, так как были предназначены не для служебного использования, а для лабораторной работы. Но после двадцатилетней селекции при правильно организованной системе дрессировки здесь вывели уникальных суперищеек, абсолютно не агрессивных к пассажирам и способных благодаря маленьким габаритам не только спокойно пройти под пассажирскими креслами, но и обнаружить взрывчатое вещество в любом закутке авиалайнера.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Между собой эти милейшие собаки часто не похожи ни экстерьером, ни окрасом и для неспециалиста напоминают разномастных дворняг, но для кинологической службы это основного значения не имеет — выбраковка идет по другим критериям. В том числе и по психологическим, поскольку они должны работать, не обращая внимания ни на людей, ни на любые громкие звуки, в том числе на шум самолетных моторов.

Прагматичные и ни к кому не привязанные

По словам Елены Батаевой, поскольку у шалаек очень много дикой крови, они очень независимы, у них очень быстро вырабатываются условные рефлексы, причем как желательные, так и нежелательные для человека. Поэтому при их дрессировке желательно с самого начала не допускать ошибок и использовать четкие и бесконтактные приемы дрессировки. Поскольку собаки сообразительные, очень быстро понимают, что от них хотят, или сами предлагают какие-либо действия, в «Аэрофлоте» выбрали так называемое оперантное обучение, когда кинологу необходимо только отобрать желательное поведение и закрепить его. «Шалайки очень прагматичны, поэтому дрессируются исключительно на пищевое поощрение, то есть работать целый день за мячик они не будут», — рассказала главный кинолог авиакомпании.

Есть у этих собак еще одна особенность, которая, по мнению Елены Батаевой, не только генетическая, но и развиваемая способом выращивания и дрессировки. Они не привязаны к одному сотруднику, дежурная смена кинологов может работать с восьмью шалайками, соответственно, каждая из этих собак может работать с любым из кинологов. А это очень важно в условиях круглосуточного дежурства в аэропортах и частой сменяемости инструкторов.

Как уже было сказано, к людям шалайки агрессии не проявляют абсолютно. «Агрессивные особи выбраковывались из воспроизведения, поэтому даже если пассажир не понял, что это собака рабочая или просто ее не увидел, задел, наступил или попытался прогнать, то животное отпрыгнет, но ни в коем случае не будет проявлять агрессии. Пассажиры будут чувствовать себя комфортно», — объяснила Елена Батаева.

Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Социализация и правильно подобранная пара

Живут собаки этой породной группы долго, в условиях питомника — до 15 лет, возраст их продуктивной работы до 12 лет. К самостоятельной работе полностью готовы к полутора-двум годам, при этом очень экономичны в содержании. По словам главного кинолога «Аэрофлота», дрессировка идет потоком, на нее тратится очень мало времени, то есть не более пяти минут на собаку на объекте и не более десяти минут на собаку в аэропорту.

«Единственное, на что требуется достаточно много времени, это на так называемую социализацию, то есть приучение животных к нахождению в аэропорту в условиях пассажиропотока, чтобы они чувствовали себя там абсолютно комфортно», — поясняет она. — Как только этот этап пройден, дальнейшая дрессировка не представляет особых трудностей».

Селекционная работа с шалайками сложнее, чем с традиционными породами. Поскольку предок шалаек — шакал, животное большей частью моногамное, поэтому часто пары у них складываются на всю жизнь, партнеры могут отказаться спариваться с другими особями. «Здесь главное правильно подобрать пару, ведь если мы получаем потомство с нежелательными признаками, то в дальнейшем поменять одного из родителей в паре бывает не всегда возможно», — уточняет Елена Батаева. Кроме того, это животные стайные, им необходимо друг с другом общаться, и три раза в день они устраивают громкие переклички.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Помимо дрессировки оперантным методом, кинологи авиакомпании очень часто используют подражательный, когда взрослая особь, уже умеющая выполнять свои обязанности, выходит работать в аэропорт с кинологическим расчетом, а другие кинологи выводят щенков, которые смотрят на взрослых собак и учатся самостоятельно. Сейчас работает пятое поколение этих собак. Щенков с 7–8 месяцев по специальным методикам учат распознавать взрывчатые вещества и взрывные устройства, но только к полутора-двум годам молодая шалайка становится окончательно готовой к самостоятельной работе.

Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Высокое достижение российской науки

«Собаки у нас самостоятельные, просто они настолько погружены в работу, мы этого добиваемся дрессировкой, что вся задача их жизни — что-то искать. Нам главное дать им понять, что искать», — рассказала Елена Батаева. По ее словам, поводок инструкторам нужен не для того, чтобы заставить шалайку работать, а наоборот — для того, чтобы убрать ее с работы, которая ей очень нравится, пока не устанет. В этот момент кинолог ее и меняет на запасную собаку и продолжает работу.

Главный кинолог «Аэрофлота» рассказала «Ленте.ру», что основная задача отдела кинологического мониторинга — помогать коллегам из службы транспортной безопасности на наиболее сложных участках, а также подтверждать безопасность забытых или посторонних вещей и предметов. В службе полная взаимозаменяемость, в обязанности инструкторов входит выгул, кормление, дрессировка, работа в аэропорту, поддержание собак в рабочем состоянии и выращивание молодняка. Поэтому, когда кто-то заступает на дежурство, другие работают с молодняком, занимаются дрессировкой, а через некоторое время они меняются, и служба продолжается без перерывов.

Шалайки работают в залах общего доступа, в терминалах, на багажных лентах, в зале комплектации багажа, при необходимости обследуют самолеты и используются на КПП при досмотре персонала.

В 2018 году породная группа «шалайка» была зарегистрирована в Российской кинологической федерации. В настоящее время в мире насчитывается чуть больше сотни особей, преимущественно они находятся в России, в «Аэрофлоте» на сегодняшний день более 60 взрослых шалаек. Международные эксперты-кинологи называют эту породную группу уникальной, а российские считают высоким достижением российской биологии, кинологии и национальным достоянием. Поэтому, по словам Елены Батаевой, несмотря на то, что на приобретение шалаек были запросы из других стран, в «Аэрофлоте» решили их «за рубеж не отдавать».