Региональное развитие, часть I: ставка на туристическую инфраструктуру

К 2025 году турпоток на Дальний Восток увеличится на 11,5%, а к концу 2035 года — на 93%. Именно такой прогноз был смоделирован при разработке мастер-плана туристского макрорегиона «Дальний Восток»*, в который входят Приморский край, Камчатский край и Сахалинская область. Понятно, что одним из ключевых факторов столь значительного роста станет создание объектов туристической инфраструктуры — отелей, развлекательных центров и так далее.

Региональное развитие, часть I: ставка на туристическую инфраструктуру
© BFM.RU

До конца 2022 года в рамках мастер-плана, работу над которым по заказу «ПроГород» (группа ВЭБ.РФ) ведет многопрофильный консорциум под лидерством компании Commonwealth Partnership (CMWP), предполагается создать концепции 12 всесезонных курортов. Они будут объединены единым дизайн-кодом и инфраструктурными решениями, развиваться под единым брендом, обладать всей необходимой инфраструктурой и станут новыми центрами дальневосточного туристического притяжения. По точно такой же схеме идет работа над мастер-планом макрорегиона «Большое Золотое кольцо», о котором BFM.ru рассказывал в середине августа.

Что особенно важно, в результате реализации мастер-планов появляется маркетинговое позиционирование макрорегиона и создаются проработанные предложения для инвесторов. «Сам факт реализации такой масштабной работы, как туристический мастер-план, — это однозначный сигнал рынку о серьезности намерений государства в развитии туризма в России в целом и на Дальнем Востоке в частности. Детальная всесторонняя проработка ресурсной базы туризма макрорегиона позволяет сформировать комплексное видение потенциала его развития на перспективу до 2035 года. Горизонт планирования оправдан масштабом предстоящих работ», — поясняет старший директор департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP Марина Мережко.

Согласно недавним подсчетам NF Grou*, в дальневосточных регионах рост качественного номерного фонда в среднем может составить 8-10% в год. Дальний Восток, что называется, в восходящем туристическом тренде, однако, по оценкам экспертов, вместимость гостиничных объектов Камчатки составляет около семи тысяч мест, Сахалина — 5,5 тысячи мест, и только 30-35% из них относятся к качественному сегменту. Если инвесторы проявят интерес, если самостоятельно или вместе с государством в рамках государственно-частного партнерства создадут в макрорегионе соответствующую инфраструктуру, то расчеты мастер-плана окажутся верными, и к 2035 году на Дальний Восток будет ежегодно совершаться 6,7 млн турпоездок.

До Самарской области, которую называют сердцем России (по форме область и правда напоминает сердце, внутри которого мощным кровеносным сосудом протекает Волга), федеральное мастер-планирование со всеми его перспективами пока не дотянулось. Однако и без того туристы едут на волжские берега более чем активно, хотя всего несколько лет назад редко смотрели в сторону Самары, Тольятти, Сызрани. Ответ на вопрос почему, можно искать в разных плоскостях.

Например, потому, что региональное министерство туризма приложило максимум усилий для развития авиасообщения: до того момента, как были закрыты южные аэропорты страны, в Самару летали самолеты из 19 регионов. Причем, полеты совершались в рамках льготной программы, которую в народе называют «в обход Москвы»: благодаря субсидиям цены на билеты ниже коммерческих на 50%, а то и больше. Были дни, когда, например, стоимость авиабилета Тюмень — Самара начиналась с отметки 1,8 тысячи рублей. Из Москвы в высокий сезон в Самару совершалось 19 рейсов ежедневно — одно это говорит о нынешней сверхвысокой востребованности Самарской области у российских туристов.

Или, например, потому, что россияне, начавшие внимательно присматриваться к возможностям внутреннего туризма, наконец-то, признали невероятную пухлость туристического меню Самарской области и самого города Самары. Жигулевские горы и Самарская Лука, появившаяся благодаря неожиданному, на 180 градусов повороту, который Волга почему-то решила сделать именно здесь. Набережная Самары протяженностью 5,5 километра (говорят, самая красивая на Волге) и Жигулевское море — самое крупное из рукотворных морей страны. Один из старейших в России Жигулевский пивоваренный завод и его сосед Иверский монастырь; самарцы шутят — справа пиво пьем, слева грехи замаливаем.

Иверский монастырь.

Фото:

Валерия Мозганова

Мрачный бункер Сталина, построенный в годы войны, когда Самара (тогдашний Куйбышев) стала, по сути, временной столицей СССР, и историческая гостиница «Бристоль — Жигули», где в 1909 году с балкона давал импровизированный концерт Федор Шаляпин (теперь в городе вот уже несколько лет существует проект «Басы на балконе»), а позже японские и американские журналисты, эвакуированные в 1941 году из Москвы, устроили грандиозную потасовку после событий в Перл-Харбор. Уникальный этнопарк «Дружба народов», где представлены национальные подворья практически всех народов, населяющих Самарскую область, и неоготический «Замок Гарибальди» — новодел, который получает самые разные оценки, но с непременной вау-составляющей. Это еще далеко не все.

Неоготический «Замок Гарибальди». Фото:

Валерия Мозганова

Сегодня в Самарской области насчитывается 468 объектов размещения. Некоторые отели крупных международных брендов сейчас меняют свои названия (например, в ближайшее время сменит имя отель Holiday Inn, а также отель «Ренессанс», принадлежавший сети Marriott); а вот Accor и Lotte ничего подобного не планируют — остаются. К тому же большинство гостиниц области все-таки находится под управлением местных, самарских компаний. В дальнейшем самарцы явно намерены делать ставку на своих управленцев и отечественных инвесторов.

В списке приоритетных туристических направлений, развивающихся в Самарской области, глава регионального министерства туризма Артур Абдрашитов на первое место ставит экологический туризм. Сейчас среди областных ООПТ (особо охраняемых природных территорий) 211 имеют региональный статус, три — федеральный, и две из них (национальный парк «Самарская Лука» и Жигулевский государственный биосферный заповедник) образуют единое целое, настоящий полуостров площадью более 160 тысяч гектаров.

За последнее время Россия накопила значительный опыт туристического развития ООПТ, в том числе благодаря Всероссийскому конкурсу на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма, с территориальными ресурсами у Самарской области все в порядке, так что направление явно из числа инвестиционно перспективных.

Событийный туризм тоже в приоритете: фестиваль набережных «ВолгаФест», музыкальный фестиваль Шостаковича, фестиваль народных традиций «Жигулевская вишня», который ежегодно проходит в селе Ширяево, гастрофестиваль «Сызранский помидор», зимний фестиваль активного отдыха «Жигулевское море» — самарский фестивальный календарь привлекает туристов, причем с каждый годом все больше.

Промышленный туризм, ну тут сам бог велел: Жигулевский пивоваренный завод, который как встал на берегах Волги в 1881 году, так и стоит там по сей день, переродившийся, теперь полностью отечественный «АвтоВАЗ» и его музей, где собрано все, что сделано заводом за годы работы, и все, что было придумано, но так и не пошло в серию и осталось прототипом, завод «ЛАДА-Спорт», занимающийся производством и подготовкой спортивных машин. Интересная, необычная Самара, космическая…

Лечебно-оздоровительный и медицинский туризм (в области уже работает 38 санаторно-курортных учреждений), деловой, пляжный и речной туризм, яхтинг и сноукайтинг (до недавних пор Жигулевское море принимало этапы кубка мира по этому виду спорта). Судя по рассказу Артура Абдрашитова, Самарская область хочет от инвесторов новых загородных и городских гостиниц, баз отдыха, кемпингов и глэмпингов, обновленных и вовлеченных в коммерческий оборот объектов культурного наследия, которых в Самаре немало, словом, всего и сразу.

Артур Абдрашитов министр туризма Самарской области «Конечно, самый популярный запрос у потенциальных инвесторов в подборе земельного участка — первая береговая линия Волги. Сегодня инфраструктура в первую очередь развивается там: туристы часто запрашивают размещение именно на загородных территориях и уже оттуда начинают свое путешествие по области. Льготное кредитование, субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставление земельных участков на льготной основе — все это мы предлагаем инвесторам. Часто бывают случаи, когда у инвестора есть деньги, но нет земли; земля — ресурс дорогой, а благодаря подписанию инвестиционного меморандума или включению проекта в перечень стратегических инвестор получает землю в аренду, во-первых, без аукциона, во-вторых, по ставке 0,075% от кадастровой стоимости. После того, как вводит объект в эксплуатацию, он имеет право либо продолжать платить аренду, либо выкупить землю за 5% от кадастровой стоимости. Вот такой механизм поддержки инвестиций у нас есть, причем в сфере туризма инвестиционная планка наиболее низкая — от 150 млн рублей. А ведь еще три года назад порог вхождения в перечень стратегических проектов составлял 600 млн рублей».

Как отмечает Артур Абдрашитов, интерес инвесторов к Самарской области растет, особенно благодаря мероприятиям нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и рассчитанной до 2025 года региональной программе «Развитие туристско-рекреационного кластера Самарской области».

Артур Абдрашитов министр туризма Самарской области «Что особенно приятно, лицом к сфере туризма поворачиваются люди из совершенно иных, подчас очень далеких отраслей. Например, это те инвесторы, которые изначально были заняты в области промышленности, строительства, они не меняют сферу деятельности, но к своему инвестиционному пакету добавляют туристическую отрасль и, как правило, подходят к работе не на ощупь, а приглашают профессиональных консультантов, которые сопровождают проекты. Связать свою судьбу с туризмом нередко решают даже люди, имеющие небольшие капиталы: инвестиционные лоты объемом до 30 млн рублей часто идут под создание загородных кемпингов и глэмпингов. Напомню, что на сегодняшний день у нас существует мера поддержки в виде грантов, которые можно получить для создания или развития таких объектов размещения, а также на обустройство пляжных территорий. К федеральным средствам мы добавляем средства из регионального бюджета, увеличивая грантовую поддержку до вполне серьезных сумм. Каждая история индивидуальна, но могу сказать с уверенностью: ни одна неделя в министерстве туризма не проходит без встречи с новыми инвесторами, которые иногда имеют только идею, а иногда проработанную концепцию и целый пакет документов».

«Часто инвесторы приходят с просьбой подсказать, куда вложить их собственные деньги. И в этом случае мы определяем для них наиболее перспективные территории и направления», — рассказывает Артур Абдрашитов. Но признается, что на вопрос, каких инвесторов вы цените больше всего, обычно отвечает: тех, которые знают, чего хотят.

* Есть в распоряжении Business FM