Главная дорога. Между Москвой и Петербургом появился уникальный маршрут. Чем он поразит туриста?
Сколько дорог в России, не знает никто. По приблизительным данным, протяженность только автомобильных дорог с твердым покрытием уже перевалила за миллион километров. Дороги появляются и исчезают, сливаются и расходятся вновь. Дороги как ничто другое способны до неузнаваемости изменить окружающий мир, оживить самые глухие и дикие места. Вдоль дорог растут города и поселки, развиваются ремесла и торговля, осваиваются сельскохозяйственные угодья. Дороги создают историю страны. В России много великих дорог. Какая из них главная? На этот вопрос ответить несложно. По своему историческому, экономическому и стратегическому значению главная дорога России — это 777 километров, связывающих Москву и Санкт-Петербург. Это расстояние можно преодолеть на «Сапсане» за 3 часа 49 минут, а можно проехать за шесть дней, посетив множество интересных и красивых мест и получив самые незабываемые впечатления. О том, что ждет любознательных россиян, решивших принять участие в проекте «Государева дорога», читайте в материале «Ленты.ру».
В разное время главная дорога страны называлась по-разному и имела разную протяженность. Тверской тракт соединял Москву с Тверью и Великим Новгородом. Большая Московская дорога, или Петербургский тракт, — Москву с новой Северной столицей, но шла она не коротким путем, как сейчас, а заворачивала в Торжок, Вышний Волочек, Валдай, Великий Новгород. В советское время дорогу выпрямили и стали называть Ленинградкой, сейчас это федеральная трасса М10 «Россия», проходящая через четыре области: Московскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую.
Очень «першпективный» путь
Своим появлением и названием Государева дорога обязана Петру I, построившему на Балтике новую столицу Российского государства. Но и Москва не потеряла важнейшего для страны значения, а значит, нужен был надежный и быстрый путь, связывающий Санкт-Петербург с Москвой.
Начало строительства «першпективного» пути от Петербурга до Москвы относится к 1712 году. Расходы на устройство новой дороги были значительными и получались из разных источников, соответственно цареву указу. Так сама дорога строилась «натуральной повинностью жителей», населявших пятиверстную полосу по обеим сторонам пути, а мосты через реки и ручьи возводились «на государевы деньги», взымаемые с купечества и крестьянских дворов в качестве налогов. Необходимый для стройки лес было велено рубить в придорожных «дачах» безвозмездно, чей бы он ни был. Расчетное время пути между двумя столицами должно было составить 100 часов.
При жизни Петра I удалось построить лишь около 130 километров дороги с твердым покрытием. Низкие болотистые участки, которых было немало, закладывались фашинами, сухие — выкладывались бревнами, поверх которых насыпали 30-сантиметровый слой глины. Вдоль дороги были вырыты канавы.
Закончили прокладку Государевой дороги в 1746 году. Постепенно она стала обрастать почтовыми станциями, конюшнями, постоялыми дворами, трактирами… Были построены ответвления: от Твери в Старицу, от Новгорода до Пскова и Старой Руссы, от Чудова до Тихвина. При Екатерине II на Государевой дороге имелось уже около 30 станций и 20 путевых дворцов для знатных особ, где те могли бы отдохнуть после утомительного пути.
«Приехал в Петербург полумертвый»
О качестве самой дороги и ощущениях путешественника дает яркое представление пушкинское «Путешествие из Москвы в Петербург», написанное как антитеза известному произведению Радищева:
Уже в конце XVIII века было понятно, что важнейшая дорога страны нуждается в надежном покрытии. Однако работы задержались из-за войны с Наполеоном. И лишь в 1816 году началась реконструкция, продлившаяся почти 20 лет. Только к 1833 году на всем протяжении пути было сделано покрытие из щебня и бутового камня. Дорога шла не так, как сейчас, а через Торжок, Вышний Волочек, Крестцы, Валдай и Новгород. В 1820 году по ней пустили первые в России дилижансы. Летом скорость дилижанса доходила до 10 километров в час, зимой — до 12, а весной и осенью — до 8. Таким образом, из Петербурга в Москву можно было добраться за 4-4,5 дня, а позже и вовсе чуть больше чем за трое суток.
За проезд по новой дороге взимались сборы. Плату за пользование трактом отдавали на дорожных заставах, где днем и ночью дежурили солдаты.
В первой половине XIX века путешествие по Государеву тракту было большим событием для всякого, кто его совершал. С остановками в городах, посещением путевых дворцов, усадеб, храмов и монастырей, различными покупками и приятным отдыхом, знакомством с достопримечательностями и местной кухней, оно могло занять до полутора недель и больше. И не случайно, что именно описанию Государевой дороги был посвящен первый русский путеводитель «Ручной дорожник» для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами, дающий о городах, по оному лежащих, известия историческия, географическия и политическия с описанием обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест», изданный в Санкт-Петербурге в 1801 году. Его автором стал уроженец Твери И.Ф. Глушков, ставший в последствии тверским вице-губернатором. «Ручной дорожник» был настолько популярен, что уже в 1805 году вышло третье издание… на немецком языке.
Путешествие между двумя столицами можно считать первым туристическим маршрутом России, со всеми присущими этому виду развлечения атрибутами. И популярности своей он не терял никогда.
В советские времена между Москвой и Ленинградом существовали сотни туристических объектов, посещаемых организованными туристами по профсоюзным путевкам. В 1970-е годы было даже организовано «Пушкинское кольцо Верхневолжья», в коротком варианте включавшее в себя поездку по маршруту Калинин – Торжок – Грузины – Берново – Старица – Калинин. Но можно было ехать и из Москвы, а закончить в Ленинграде. Неорганизованные туристы передвигались между двумя столицами «на собаках», то есть где на электричках, а где и автостопом.
Как в XIX веке, но с комфортом
Сегодня путешествие между двумя столицами ничуть не менее интересно, чем в XIX или в XX веке, но гораздо более комфортно. Проехать маршрут, посетив все интересные места, можно как самостоятельно, на собственном автомобиле, так и организованно, приняв участие в новом туристическом проекте «Государева дорога».
«Государева дорога» — первый национальный межрегиональный туристический маршрут, совместно разработанный 2020 году четырьмя российскими областями (Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской). Основная идея заключается не в знакомстве с устройством дороги, историей ее строительства или инженерными коммуникациями, задача гораздо шире. По сути, это путешествие во времени, рассказ о становлении Российского государства, его выдающихся людях и достижениях в самых разных областях.
Это автобусный тур, но туристы едут, как это было в XIX веке «на перекладных». То есть, в месте ночлега у них меняется автобус и сопровождающие. Ночевки в Клину, Твери, Вышнем Волочке, Новгороде и Тосно. Программа очень насыщенная, по дороге запланировано 29 экскурсий.
Так, к примеру, выехав от Ленинградского вокзала в Москве, туристы посещают относящуюся к эпохе расцвета русского классицизма усадьбу Середниково, где в юные годы подолгу гостил Михаил Лермонтов. Затем побывают в «Путевом дворце» в Солнечногорске и ознакомятся с интереснейшей экспозицией «Мир русской провинции». Далее озеро Сенеж, усадьба Шахматово и село Тараканово, где в церкви Михаила Архангела Александр Блок венчался с Любовью Менделеевой. Следующая остановка усадьба Демьяново, связанная с именами Екатерины II, Державина, Пушкина, Блока, Белого, Ходасевича, Васнецова, Тимирязева и многих других великих россиян. Программа первого дня заканчивается в Клину посещением музея П.И. Чайковского и выставочного комплекса «Клинское подворье».
В Тверской области запланировано 15 остановок (за три дня). Тут и Императорский дворец в самой Твери, и удивительная по красоте усадьбаРаек архитектора Николая Львова, гостиница Пожарских и «Дом пояса» в Торжке, Вышний Волочек — из-за многочисленных каналов и мостов называемый Тверской Венецией, железнодорожный музей-станция Куженкино, академическая дача имени Ильи Репина, музей «Государева дорога» в Завидово и другие интересные объекты.
Не менее насыщенная программа ожидает туристов в Новгородской и Ленинградской областях. Заканчивается маршрут символично — на Московском вокзале Санкт-Петербурга.
Шесть дней и пять ночей
О подробностях тура рассказывает директор по развитию туристической фирмы «Вокруг света», член Экспертного совета Ростуризма Александр Гагарин:
— Полный маршрут «Государева дорога» включает в себя шесть дней и пять ночей. Но есть и сокращенные варианты. Можно проехать только от Москвы до Твери и тогда это будет два дня и одна ночь. Или от Твери до Санкт-Петербурга — три ночи и четыре дня.
Ночуют туристы в уютных гостиницах в двухместных номерах. Маршрут у нас открытый, поэтому в крупных городах гостиницы могут меняться. В Клину выбор небольшой, поэтому это будет гостиница «Клинское подворье», очень уютная, три звезды, находится она в том самом месте, где раньше стояла путевая станция. В Твери выбор больше. Обычно гости размещаются в отеле «Оснабрюк», это четыре звезды и уровень размещения им полностью соответствует, но может быть и «Парк отель». В Вышнем Волочке единственная гостиница — отель «Березка». Он — две звезды, но это абсолютно культовое место, люди там очень стараются создать уют. И в Тосно, в Ленинградской области, есть только один отель, называется он соответственно «Тосно», три звезды, хорошо расположен, с очень доброжелательным персоналом. А в Великом Новгороде уже большой выбор гостиниц. Но обычно это отель «Садко».
Маршрут работает круглый год. Никаких сезонных ограничений для него нет. Стоимость тура для одного человека 31 тысяча 900 рублей. В нее входит проезд, проживание, все экскурсии и завтраки. Обеды тематические и поэтому оплачиваются дополнительно. Так в Московской области предлагается обед по старинным бекетовским рецептам, взятым из дневников владельцев усадьбы Шахматово, в Твери предлагается традиционная народная кухня, в Торжке мастер-класс по знаменитым пожарским котлетам, в Новгороде имьменьская уха… Полный комплект обедов на шесть дней стоит 3 тысячи 300 рублей. Что же касается ужинов, то тут туристам дается полная воля.
Маршрут очень компактный, но при этом разнообразный и максимально насыщенный событиями. Впечатлений хватит надолго. А в какие-то места захочется вернуться еще не раз, чтобы узнать их лучше.