Сюрприз на границе. Адвокат депутата Белоусова не смог улететь в Дубай из-за иркутского военкома
В неприятную историю попал известный адвокат Вячеслав Плахотнюк, защищавший осужденного на десять лет за взятки депутата Госдумы Вадима Белоусова. В московском аэропорту защитника не пустили на рейс в Дубай. Сотрудники погранслужбы ФСБ сослались на уведомление военного комиссариата Иркутска. Доводы о том, что 55-летний юрист, некогда служивший в ракетных войсках, давно не проживает в этом городе, состоит на воинском учете в Санкт-Петербурге и даже предъявление военного билета, не помогли.
Адвокат 12 октября подал заявление в Генпрокуратуру. В нем он, в частности, просит обязать иркутского военкома «отозвать незаконные списки, ограничивающие право граждан на свободу передвижения».
Сюрприз, который сорвал четырехдневную поездку адвоката за рубеж, ждал его в ночь на 11 октября в аэропорту «Внуково». «10 октября в 23 часа 22 минуты при прохождении пограничного контроля мне вручили уведомление об отказе в пропуске через государственную границу в связи с частичной мобилизацией за подписью должностного лица подразделения пограничного контроля Попова», — рассказал Business FM адвокат.
За разъяснениями сотрудник погранслужбы ФСБ посоветовал ему обратиться в военный комиссариат Октябрьского и Правобережного округов города Иркутска Иркутской области и даже дал телефон. Дождавшись утра, Плахотнюк так и сделал.
«Однако там меня заверили, что никаких «списков» они в погранслужбу ФСБ России не направляли и у них нет никаких «стоп-листов». Информация же, предоставленная мне должностным лицом подразделения погранконтроля в аэропорту «Внуково», является недостоверной», — продолжил рассказ адвокат.
По его словам, когда-то он действительно проживал в Иркутске, окончил военное училище и в течение трех лет служил в ракетных войсках. Однако в 1992 году был уволен со службы в звании старшего лейтенанта в связи с сокращением РВСН. Отучившись на юриста, он в 2007 году переехал в Санкт-Петербург к родителям, где проживает последние 15 лет и состоит на воинском учете. Когда в стране объявили частичную мобилизацию, Плахотнюк на всякий случай вместе с паспортом стал возить с собой и военный билет.
По месту жительства в Санкт-Петербурге никаких повесток ему не высылали, что закономерно. Ранее в Минобороны пояснили, что призыву по мобилизации подлежат рядовые и сержанты до 35 лет, младшие офицеры до 50 лет и старшие — до 55 лет. Следовательно, Вячеслав Плахотнюк по возрасту не подлежит призыву.
В своей жалобе в Генпрокуратуру, которая имеется в распоряжении Business FM, он просит проверить, на каком основании военный комиссариат Октябрьского и Правобережного округа города Иркутска Иркутской области ограничил его право на свободу передвижения, в том числе право пересекать границу Российской Федерации, потребовать от военного комиссара «отозвать незаконные списки», препятствующие выезду граждан за рубеж, а также привлечь виновных к ответственности.
По словам юриста, он планировал обычный кратковременный выезд за границу, у него был обратный билет. Однако поездка сорвалась, и он потерял деньги, потраченные на авиабилеты и гостиницу.
Обращение адвоката уже 12 октября было зарегистрировано в электронной приемной надзорного ведомства. Оно, как это бывает на практике, скорее всего поручит разбираться с ним своему региональному подразделению. После получения ответа Плахотнюк намерен подать в суд иск о возмещении материального ущерба и морального вреда к причинителю — выход тут только один.
«Ведь по закону, а также согласно разъяснению Ассоциации туроператоров России (АТОР), мобилизуемые, имеющие повестки от военкомата, могут потребовать возмещения расходов на купленный тур», — отмечает адвокат. «У меня же даже повестки нет, меня просто тормознули на границе. Я и не мобилизованный, и не призванный, а результат тот же», — сокрушается пострадавший.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры», вице-президент Гильдии российских адвокатов Федор Трусов рекомендует коллеге подавать иск как к погранслужбе ФСБ России, так и к военкомату. «А они уже пусть сами разбираются, кто из них причинил ущерб», — говорит эксперт.
«Если в МВД или налоговой службе уровень информатизации сумасшедший, то в военкоматах чуть ли не ручной учет. Поэтому я вполне допускаю, что коллегу, которому не дали выехать на отдых на четыре дня, кто-то по ошибке внес в какой-то список», — отметил Трусов. Он подчеркнул: запрета на выезд граждан за рубеж при частичной мобилизации закон не предусматривает. Трусов выразил надежду, что внесенный недавно в Госдуму проект закона, уточняющий критерии частичной мобилизации, даст необходимые разъяснения — кого могут призвать на военную службу, а кто имеет право на отсрочку.