В РФ разработали методические рекомендации для внедрения ESG-принципов в сферу туризма

МОСКВА, 5 октября. /ТАСС/. Экспертный совет совместно с ESG-лабораторией МГУ разработали методические рекомендации по внедрению механизмов устойчивого развития в туристическую деятельность, их уже представили региональным администрациям и бизнесу. Об этом ТАСС сообщил в среду председатель экспертного совета комитета Госдумы по туризму, член комиссии РГО по развитию туризма Христофор Константиниди.

"На совещании региональным туристическим администрациям и руководителям предприятий туриндустрии представили методические рекомендации внедрения механизмов устойчивого развития в деятельность курортов, средств размещения, туроператоров и турагентств", - отмечено в документе.

Представленные рекомендации - часть Федерального проекта по внедрению ESG-принципов в туристической отрасли в России, в котором уже участвуют 15 регионов страны.

Проект внедрения механизмов устойчивого развития в туриндустрии реализуется при участии комитета Госдумы по туризму, Ростуризма, Русского географического общества и Общенационального союза индустрии гостеприимства.

Для курортов, гостиниц и иных коллективных средств размещения рекомендации подобны, поскольку схожи характеристики деятельности данных видов бизнеса. Они охватывают стадии строительства и эксплуатации объектов.

Все методические рекомендации сгруппированы в три блока: экологический, социальный и экономический.

В блоке экологических аспектов представлены меры по снижению вредного воздействия на экологию, среди них шаги по повышению энергоэффективности инфраструктуры, использование новых технологий и внедрению ВИЭ в работу курортов, а также уменьшение выбросов парниковых газов и рациональное обращению с отходами. Помимо этого, в рекомендациях указано, что приоритет при закупках будет отдан экологически ответственным поставщикам, а также будет учитываться сертификация в области экологической ответственности.

В социальном разделе устойчивого развития курортных территорий и гостиниц прописаны инструменты отношений с различными социальными группами. Особое внимание уделено ответственному подходу к найму сотрудников и к их вовлечению в повестку устойчивого развития. Также упор сделан на создание доступной среды на курортной территории для людей с ограниченными возможностями здоровья, посредством установки пандусов, световых табло и других необходимых элементов. Более того, в социальных аспектах указана поддержка местной культуры и локальных производителей.

В части экономико-управленческих аспектов акцент сделан на создании комплексной системы управления устойчивым развитием курортного бизнеса, предполагающей, в том числе получение позитивных экономических эффектов за счет снижения рисков и повышения лояльности клиентов. В рекомендациях также указано, что при оценке экономической эффективности проектов по строительству и реконструкции объектов на курортной территории должны учитываться экологические и социальные риски. Информации о деятельности курортной территории и гостиничных комплексов следует быть прозрачной, рекомендован к публикации ежегодный нефинансовый отчет.

Рекомендации для туроператоров и турагентств

Методические рекомендации для туроператоров и турагентств расширяют их вклад в общую повестку. Теперь они затрагивают не только "устойчивость" продуктов и услуг, но также их собственное воздействие на экологию и общество.

В экологическом блоке здесь представлены решения по расширению линейки экологически ответственных туров. Рекомендовано добавить набор предложений в сфере экотуризма, а в процессе разработки туров консультироваться с профильными специалистами, а также следует внедрять принципы "зеленого офиса", например, раздельный сбор мусора в центральных офисах и точках продаж.

Социальная часть рассматривает отношения как с клиентами, так с сотрудниками и партнерами. Сделан акцент на создании турпродуктов для клиентов, чьи потребности могут существенно отличаться от "среднего" туриста. Уделено внимание социальной ответственности перед сотрудниками, их образованию и просвещению в вопросах устойчивого развития, в том числе с целью подготовки к квалифицированной помощи клиентам с выбором "устойчивых" турпродуктов. В рекомендациях указано, что следует ответственно подходить к запросам клиентов, связанным с подбором "устойчивых" вариантов путешествий.

Экономико-управленческий аспект предлагает турагентствам встроить принципы устойчивого развития в систему управления клиентским опытом с целью роста лояльности клиентов. Вместе с практиками "устойчивого" маркетинга и корпоративной прозрачности обсуждается ответственность перед клиентами в условиях форс-мажорных обстоятельств - таких как, например, пандемия или ограничения на международные перемещения туристов.

Новые стандарты

Ранее советник главы Ростуризма Юлия Рыбакова рассказала, что в России до конца 2023 года могут быть приняты два ГОСТа, регламентирующие деятельность в области устойчивого туризма. Первый - это "Устойчивый туризм и гостиничные услуги". Второй - это базовый стандарт, про стандарт туризма и сопутствующих услуг "Устойчивый туризм".

Также осенью 2023 года должна появиться методология рэнкинга устойчивого туризма - ранжирования регионов в зависимости от степени вовлеченности туристического сектора в ESG-повестку.

ESG - это набор инструментов, которые используют компании для реализации целей устойчивого развития, заявленных ООН. Они ориентированы на экологию (environmental), социальную ответственность (social) и корпоративное управление.