"Решил: дай-ка попробую. И попробовал". "Гектары Арктики" как стимул развития туризма

1. Первая сап-станция на арктическом гектаре

"Решил: дай-ка попробую. И попробовал". "Гектары Арктики" как стимул развития туризма
© ТАСС

Екатерина Коровина — коренная мурманчанка, которая решила открыть свою сап-станцию со звучным названием "Гиперборея". Для этого она подобрала участок на берегу Ревдозера в Ловозерском районе Мурманской области, которая полностью находится в Арктической зоне России и где средняя температура летом составляет около 12 градусов тепла.

"Сапбординг — это разновидность серфинга, когда ты стоишь на сапе (доске для сапбординга — прим. ТАСС), но двигаться тебе помогает не волна, а весло. Никакой сложной техники там нет. Главное — правильно встать и просто грести. Катаясь на сапе, ты как будто идешь по воде. Очень кайфовое ощущение и чувство свободы", — говорит Екатерина.

Она уточняет, что такой вид отдыха недавно стал очень популярен в южных широтах, особенно на морских курортах. На Крайнем Севере популяризовать и развивать направления сапбординга на серьезном уровне пока не решился никто, кроме Екатерины.

"Арктическая сап-станция технически такая же, что и в южных широтах, но у нас на Севере есть то, чего нет там. Это красивейшая природа: леса, озера, которых в Мурманской области какое-то нереальное количество. Кстати, изменчивая северная погода может быть фишкой. Мы как-то катались на Сейдозере в такой ливень, и это было очень классно. Причем пока ты сам не испытаешь — не поймешь. Я рассказывала эту историю друзьям из южных регионов и чувствовала, что они меня не понимают. Что? В дождь кататься? Да! Это самый кайф!" — вспоминает Екатерина.

Девичник на сапбордах

Сезон работы сап-станции в условиях Арктики меньше, чем в южных широтах, — с конца мая до первых заморозков, шутит ее владелица и вспоминает, как недавно группа девчонок решила отметить девичник на воде, катаясь на сапбордах.

"Мы им дали теплые гидрокостюмы, гидрообувь. На улице было плюс восемь градусов, но вообще никто не замерз. Все были счастливые и довольные", — улыбается Екатерина.

Вообще, счастье и восторг — это основные эмоции, которые испытывает человек, занимаясь сапбордингом, уверена предпринимательница. У нее на станции сейчас можно взять напрокат десять сапов, которые пользуются огромной популярностью как среди туристов, так и у местных жителей. Уже были гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани. В "Гиперборею" приезжают целыми семьями с детьми и даже пожилыми родственниками.

"Приезжали к нам знакомые — семья с детьми 7 и 9 лет и дедушка, которому уже под 70. Катались все. Дети с родителями, с собаками даже катаются", — рассказывает Екатерина.

Хотели для себя — получилось для всех

"Когда началась программа "Гектар Арктики", мы изначально хотели взять землю для себя, в личное пользование — поставить домик у озера, просто приезжать и там кататься. Ни о какой сап-станции, тем более коммерческой, речи не шло. Потом губернаторский стартап — это грант на 1 млн рублей, который дается молодым предпринимателям. И мы все связали, чтобы можно и самим получать удовольствие, и развивать культуру сапбординга в Мурманской области", — говорит владелица сап-станции.

В "Гиперборее" на берегу Ревдозера можно не только кататься на сапах, но и заниматься пешим туризмом, благо места здесь живописные. "Самое сложное для нас при оформлении гектара было выбрать красивое место, которое отвечало бы нашим требованиям. Чтобы было близко к воде, красивая природа, лес. Мы за часть весны и все лето объездили весь Кольский полуостров вдоль и поперек, облетали на коптере, прошли пешком. Весь участок обошли ногами, можно сказать. Зимой ходили на снегоступах", — вспоминает Екатерина.

Она планирует после подведения электричества и необходимых коммуникаций к участку приглашать гостей и в зимний сезон для прогулок на снегоступах. У Екатерины есть партнер, который также взял арктический гектар и планирует на соседнем участке построить настоящие саамские чумы, в которых можно будет остановиться, недалеко есть хаски-парк. В общем, все условия, чтобы в будущем организовывать комплексные туры для туристов.

"К нам приезжают на целый день до самого вечера. Прогулка на сапе — это где-то пара часов, потом люди устают. Тогда можно и отдохнуть. У нас есть беседка, где можно перекусить и попить чай, а еще я готовлю плов из оленины, всех кормлю. Летом и осенью — прогулки по лесу, зимой — на снегоступах. Места тут красивейшие и уединенные. Многие именно за этой уединенностью и приезжают. Никого нет рядом, только природа, гладь водоема и сап, который дарит чувство свободы", — говорит Екатерина.

2. Турбизнес на озере

Илья Денисов из Карелии давно мечтал заняться туристическим бизнесом. Сейчас он военный пенсионер и зарегистрирован как самозанятый в Сегежском районе. В 2021 году на берегу Уросозера он получил бесплатный участок по программе "Гектар Арктики". Через год сегежанин поставил здесь два гостевых домика, построил пирс и открыл туристическую базу "Уросъярви", выбрав для названия вариант с окончанием "ярви", что по-карельски означает "озеро".

"Раньше воплотить желание о турбазе в жизнь не удавалось, потому что землю было купить невозможно. Я искал участки, но все они были дорогие. Соответственно, когда началась программа, я решил: дай-ка попробую. Ну и попробовал", — говорит Илья Денисов.

Подобрать хороший участок помогли семья и знание местности. Программа позволяет брать гектары в кооперации, поэтому Илья оформил три территории — на себя, сына и супругу, чтобы его гости и соседи не мешали друг другу проводить время на природе.

Большинство лесных территорий в Сегежском районе находятся в аренде у лесопереработчиков, но Денисовым удалось найти уединенное место неподалеку от станции Сумеречи.

Это большой плюс для того, кто приглашает туристов насладиться отдыхом в карельской глуши, — большую часть дороги от трассы "Кола" до станции Сумеречи содержат, чистят от снега железнодорожники. За оставшимися тремя километрами грунтовой дороги, сохранившейся с советских времен, Илья следит самостоятельно, а в километре от базы есть магазин, в котором можно заказать товары с доставкой.

"Не сказать, что это место очень популярно, но местные, из деревень, его знают. Вопросов от них ко мне не возникало. Они иногда сюда приезжают, гуляют", — рассказал Илья Денисов.

Сегодня база представляет собой два гостевых домика — "Черника" и "Брусника", а также баню и пирс. Денисов работает меньше года, а уже принял туристов из Астрахани, Белгорода, Тамбова, Твери, Ярославля, Санкт-Петербурга и Москвы.

Приезжают на Уросозеро отдохнуть и северные соседи из Мурманской области. По словам Ильи, уже в первый год работы некоторым приходилось отказывать, а слух об "Уросъярви" начал расходиться по "сарафанному радио". В сентябре Илья Денисов встретил постояльцев, а сейчас планирует сделать паузу, пока к участку не провели электричество — энергетики обещали поставить столбы к весне 2023 года. Тогда в домиках появятся холодильники, которых не хватало туристам этим летом.

"У нас зима длинная, ночи длинные — в 10 утра не очень светло, а 16:00 — уже темно. Если без электричества продолжим работать, то люди будут находиться в доме, генератор будет постоянно работать, а это большой расход на бензин и на дрова. Думаю, что сейчас тормозну, а на будущий год уже выйду в осенне-зимний сезон, когда будет свет и пять домов, — рассказал Илья Денисов. — Новенькие холодильники, микроволновые печи, электрочайники у меня уже закуплены — все, чтобы людям было покомфортнее".

К следующему сезону он собирается достроить еще два маленьких дома и один большой — на 12 гостей. К нему подведут водопровод, а вот канализация останется на простейшем уровне, как в деревне: участок находится на скале, что мешает сделать очистные сооружения.

Денисов строит все вместе с сыном, следуя правилу: если хочешь сделать хорошо, сделай это сам. Сейчас все основные силы и финансы семья вкладывает в стройку, но в следующем году рассчитывают выйти в плюс по прибыли. Тогда можно будет задуматься и о дальнейшем развитии.

"Может, детскую площадку у большого дома поставлю, потому что там место как раз напрашивается. Сделаем мини-площадку для детей, чтобы повеселее было, бадминтон, сетку волейбольную можно натянуть, может, пару горочек сделаем. Каяки, сапборды — это тоже в планах есть", — делится Денисов.

Николай Кочетков, Анастасия Кошелева