Скажите туристам, что они не мобилизованы, и продажи вернутся

Редакция TourDom.ru продолжает серию публикаций, в которых мы вместе с экспертами разбираем сегодняшние тренды и прогнозируем дальнейшее развитие ситуации в свете последних событий. В этом выпуске мнения специалистов в сфере внутреннего туризма – Сергея Ромашкина («Дельфин») и Елены Поповой («Старый город»).

Скажите туристам, что они не мобилизованы, и продажи вернутся
© TourDom

Что нужно от государства

В конце минувшей недели некоторые туроператоры уже отмечали, что объемы продаж немного восстановились по сравнению с последней декадой сентября. Сергей Ромашкин считает, что вернуться к прежним показателям можно – от представителей власти достаточно нескольких слов.

«Человека в призывном возрасте, чтобы он строил свои планы, нужно проинформировать: “Вас не призовут, вы можете путешествовать”. Задача, на мой взгляд, легкая для власти, решить ее можно достаточно быстро. Тогда это оживило бы туризм».

Что будет со спросом 

Эксперт уверен, что мужчины все равно поедут в путешествия, когда определятся со своим мобилизационным статусом. Никаких серьезных перекосов, увеличения доли женщин среди туристов не будет. Тем более что и им тоже нужна определенность, чтобы знать ближайшие перспективы своих близких. «Мы понимаем, что мобилизуется все-таки незначительная часть мужского населения. Но из-за того, что у других неопределенность, наблюдаем то, что есть сейчас».

«Ковид послужил хорошую службу»

Сейчас туристические компании вынуждены нести дополнительные издержки из-за падения продаж. Но если попытаться, то в этой ситуации можно найти позитив… «Хорошо, что снижение спроса происходит в конце бархатного и начале низкого сезона. Для нас не новость, что четвертый квартал часто бывает убыточным, просто в этом году он таким будет технически. С октября по декабрь объемы продаж незначительные, и они не делают погоды в плане затрат компании. По крайней мере, тех, что работают во внутреннем туризме», – говорит Сергей Ромашкин.

В новый непростой период турбизнес входит с опытом пандемийного кризиса. Тогда, напоминает эксперт, курорты в России были остановлены на 3 месяца. Сейчас обстановка в плане неопределенности развития событий похожа, только с той кардинальной разницей, что на рынке в достаточном количестве есть предложения. Временной диапазон, в который турбизнес будет фиксировать низкий уровень продаж, сейчас предсказать сложно, но даже в сравнении с периодом 2020 года есть еще большой запас прочности. «Ковид послужил хорошую службу: мы увидели, как можно управлять затратами в кризис. Бизнес должен уметь и расширяться, и сжиматься, но не дергаться на каждое движение рынка. Мы готовы ждать месяцы. Возможно, до полугода, прежде чем принимать какие-то серьезные управленческие решения».

Внутренний туризм – что будет с ним

«Мы сейчас не видим полного замирания, но падение существенное. В таких ситуациях, как сегодняшняя, туристы ложатся на дно, берут паузу», – объясняет Сергей Ромашкин. Она, по мнению эксперта, может продлиться и месяц, и полтора, и два – пока ситуация не определится. Бронирования на Новый год сейчас практически прекратились, потому что это слишком далекая перспектива. «Возможно, когда закончится мобилизационная повестка и люди поймут, что они не призваны, то возобновят покупки».

Руководитель туроператора «Старый город» Елена Попова считает, что никакого всплеска спроса в ближайшее время не предвидится, особенно на Новый год: «Люди устали морально, хотят тишины и ясности». Она рассмотрела ситуацию на примере своей компании. Попова отметила, что внутренний туризм изначально не был основным направлением: «Все 30 лет существования мы занимались Европой. Но сейчас у этого направления нет перспектив». Компания сосредоточилась на турах по России и готова взглянуть на этот продукт более пристально. По словам Елены, «есть много желаний». Это покупка турбазы на Горном Алтае и ее переформатирование в отель, интересно поставить на поток модульные отельные комплексы под ключ и т. д. По мнению Елены Поповой, главное в сегодняшней ситуации – есть куда развиваться и что развивать. А поможет в этом опыт работы в 90-е: «Кто выживал в те годы, им любая буря в спину. Посмотрим, что с этим можно сделать. Будем превращать проблемы в задачи».

Ранее TourDom.ru публиковал мнение Дмитрия Арутюнова («АРТ-ТУР»): он призвал быть

оптимистами

и не верить в предсказания о «смерти отрасли», а руководитель PAC GROUP Илья Иткин обратил внимание на позитивный для турбизнеса сигнал: «Аэрофлот» ставит новые рейсы за рубеж.