Потери клиентов инстатурагента превысили 7 миллионов рублей

1 сентября TourDom.ru писал о скандале с турагентом Галиной С. На сегодня у нее «зависло» 7 999 500 руб., полученных от клиентов на оплату туров – подсчет ведут сами пострадавшие, которые объединились в чате WhatsApp, где собирают статистику обманутых, обсуждают свои невеселые истории и договариваются о том, как привлечь турагента к ответу и вернуть свои кровные.

Потери клиентов инстатурагента превысили 7 миллионов рублей
© TourDom

У Галины в Инстаграме было более 60 тыс. подписчиков и до недавних пор – только положительные отзывы. Почему в августе она вдруг перестала выходить на связь с клиентами после получения денег, до сих пор точно неизвестно. В чате высказываются версии от тяжелой болезни до срочного погашения ипотеки на квартиру. Однако несостоявшихся туристов больше волнует судьба их денег, которые они переводили на личные банковские карты Галины и ее мужа (возможно, уже бывшего). Но доказать, что эти средства предназначались для оплаты забронированных туров, могут немногие – большинство не заключало договор с турагентом. Те же, кто озаботился получением официального договора, теперь имеют возможность обратиться к туроператорам, чьи туры продавала Галина. Один из туроператоров уже вернул деньги за аннулированные туры некоторым клиентам – это касается тех случаев, когда Галина внесла предоплату на депозит.

Остальные надеются добиться справедливости в полиции. На турагента уже подано несколько коллективных и индивидуальных заявлений как по месту регистрации Галины в подмосковном Краснознаменске, так и по своему месту жительства. Как минимум одна клиентка обратилась также с иском в суд.

Юрист Игорь Косицын прокомментировал: если турагент заключал с туроператором агентский договор, то туроператор несет ответственность за его действия. И даже если тур не был оплачен турагентом в полном объеме, турист вправе требовать у поставщика возврата всей уплаченной им суммы.

«Конечно, такая практика не очень справедлива по отношению к туроператору, но она подкреплена и разъяснениями Верховного суда, и сотней решений по аналогичным делам. Она направлена на защиту прав туристов, так как с исчезнувшего с рынка турагента, как правило, взять нечего. Поэтому, если турист имеет на руках подтверждение брони туроператором, он в судебном порядке может требовать от него возврата денег. Это самый простой и эффективный способ».

В случае отсутствия подтверждения единственный путь для туристов – это писать заявление в полицию по факту мошенничества и затем подавать гражданский иск в суд. Но с точки зрения возврата денег такая мера часто оказывается неэффективной: даже если турагента признают виновным в мошенничестве и дадут реальный срок, гарантий, что с пострадавшими она расплатится, нет.