Питательная среда. Что помогает столичному общепиту расти вопреки пандемии и санкциям

Московские кафе и рестораны стали одной из визитных карточек российской столицы. Особенно славятся своим разнообразием сети быстрого питания. Столица стала родоначальником такого явления в российском общепите как фуд молл — на всю страну известны Даниловский рынок и «Депо». И мест, где можно вкусно и недорого поесть, в Москве становится все больше. По сравнению с 2020 годом количество заведений общественного питания выросло почти на 2,5 тысячи. Этот рост в значительной степени стал результатом поддержки со стороны столичных властей.

Питательная среда. Что помогает столичному общепиту расти вопреки пандемии и санкциям
© Мослента

Больше доступной еды и меньше безработицы

Невзирая на удары, которые нанесли российской экономике пандемия и антироссийские санкции, у московского общепита дела идут на лад. Это заметно по увеличению и числа заведений, и работающих в этой сфере. Если в 2020 году в столице насчитывалось менее 18 тысяч точек общепита, то в этом году их стало больше 20 тысяч. Даже в непростом первом полугодии 2022 года в общепите трудоустроилось на 14 процентов больше людей, чем уволилось.

Существенную поддержку развитию столичного общепита оказывает правительство Москвы. В этом году столичные власти пошли на беспрецедентные меры в связи с массовым уходом с рынка иностранных сетей быстрого питания. Возникшие затруднения решили воспринимать как окно возможностей. По решению мэра Москвы 23 марта стартовала масштабная программа финансовой поддержки, направленная на развитие отечественного фаст-фуда.

На каждую новую точку быстрого питания, открытую после 16 марта, можно было получить грант из московского бюджета в размере от одного до пяти миллионов рублей, в зависимости от площади заведения. Это безвозмездная помощь, причем потратить грант можно было на свое усмотрение.

Сотрудники в кафе "Теремок" в Москве.

Чтобы в столице росло доступных по ценам число точек питания, гранты сделали целевыми — для тех, кто работает в среднем ценовом сегменте. Кроме того, получатели гранта обязывались создать новые рабочие места. По словам управляющего партнера бренда «Менза кафе» Яны Юнгиной, предприятие получило грант на три миллиона рублей, деньги пошли на расчеты с поставщиками, аренду и коммунальные платежи.

«Мы потратили на сбор документов пять дней, — рассказала Яна Юнгина. — Кампания по сбору заявок была организована на очень высоком уровне, список документов оказался прост и понятен. От момента подачи заявки до получения денежных средств на наш расчетный счет прошло не более трех недель».

«Я получила 1,5 миллиона рублей на уже открытую точку, — рассказала Ирина Стречень, генеральный директор компании «ЦЕНТРКОФЕ». — Через несколько дней после подачи заявки приехала комиссия для проверки соответствия точки установленным требованиям и спустя неделю было принято решение о выдаче гранта. Полученные деньги пошли на открытие новой точки — экспресс-кофейни Coffee Bistro».

Чтобы исключить получение грантов на «фирмы-однодневки», с подателем заявки заключают договор на использование гранта на определенный срок. Если точка быстрого питания, под которую выделяют грант закроется раньше окончания договора, полученные деньги придется вернуть, отметила Ирина Стречень. По ее словам, ее договор был заключен на 6 месяцев.

Востребованность грантов на открытие новых точек быстрого питания оказалась так велика, что московскому правительству пришлось продлить срок приема заявок с 30 июня до 31 июля. Всего было одобрено 309 заявок на сумму свыше 676 миллионов рублей. Получатели грантов открыли в этом году 323 точки общепита — рестораны русской кухни, пиццерии, бургерные, кофейни, кондитерские.

«Программу по грантам я бы назвала одной из лучших мер поддержки, так как это действительно мотивирующая программа для развития бизнеса или его старта, — подчеркнула Ирина Стречень. — Отдельно хочется отметить оперативность обработки заявок, отсутствие бюрократической волокиты».

Поддержки много не бывает

Усиленную поддержку бизнесу в сфере общепита московское правительство оказывает еще с начала пандемии. Это обеспечило не только возможность кое-как продержаться в тяжелые времена, но и наметить векторы развития.

«В пандемию субсидии от департамента предпринимательства и инновационного развития московского правительства были для нас неоценимы, — отметила Яна Юнгина. — Мы очень надеемся на то, что в этом году повторят программу субсидирования расходов на комиссию маркетплейсам. С учетом популярности доставки мы несем колоссальные расходы на выплату комиссий агрегаторам».

Все «пандемийные» меры поддержки продолжают действовать. В рамках городской программе поддержки малого и среднего бизнеса можно получить кредиты по льготной ставке девять процентов годовых на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели.

По-прежнему заморожены ставки арендной платы за городское имущество: земельные участки и объекты нежилого фонда. По самим арендным платежам за второй квартал 2022 года сохраняется отсрочка до конца 2022 года.

Продолжают действовать мораторий на проверки контролирующих органов и меры по снижению регуляторного давления, такие как продление лицензий, упрощение сертификации.

Также действуют отсрочки применения пеней и штрафов, запрет на блокировку счетов налоговыми органами.

С 1 января 2022 года освободили от уплаты НДС малые и средние предприятия с оборотом до двух миллиардов рублей в год, у которых более 70 процентов выручки которых формируется от услуг общепита. Это тоже существенное облегчение для бизнеса.

Хлебосольные традиции столицы

Москву с давних пор называли хлебосольной за склонность вкусно поесть в хорошей компании. Москвичи ходят в кафе и рестораны пообщаться и развлечься: послушать музыку, поиграть в настольные игры, послушать выступления писателей, поучаствовать в мастер-классах.

Возможности для этого у российской столицы поистине необъятные — общее число посадочных мест заведений общественного питания Москвы превышает 840 тысяч человек. Летом в столице открывается больше трех тысяч веранд, которые служат не только приятным местом отдыха, но и украшением города.

Ресторан на крыше офисного центра "Красный Октябрь" в Москве.

Одной из достопримечательностей Москвы стали гастрономические кластеры, объединяющие множество разных кафе и ресторанов. Их в городе насчитывается уже 35, из которых наиболее известны самый большой по площади в Европе фуд молл «Депо», Даниловский, Усачевский и Центральный рынки.

Жителей и гостей столицы притягивают гастрономические кварталы в Камергерском переулке, на Пятницкой, Трубной и Большой Никитской улицах, Кузнецком Мосту, Сретенке и Большой Дмитровке.

Московские сети быстрого питания ценят за разнообразную кухню и широкий выбор блюд как жители столицы, так и туристы. С подачи столичных властей московский фастфуд формирует новую культуру быстрого питания, качественного и доступного, ломая привычные стереотипы о вредной еде.