Объявит ли ЕС россиян «нежелательными гостями»? Комментарий Георгия Бовта

Главы МИД стран — членов Евросоюза на неформальном уровне обсуждают в Праге введение новых ограничений в отношении России. Речь о приостановке соглашения об упрощенном визовом режиме от 2007 года. Насколько далеко готов идти ЕС?

Объявит ли ЕС россиян «нежелательными гостями»? Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

Оценивая вопросы, обсуждаемые в Праге лидерами стран ЕС и главами МИД, можно сказать, что визовый вопрос с Россией является лишь частью повестки. Речь идет о разработке стратегии долгосрочного противостояния с РФ, а также реформ самого Евросоюза с учетом новых реалий. И поэтому, когда канцлер ФРГ Олаф Шольц в Карловом университете говорит о надобности принять в ЕС Сербию, Черногорию, Албанию, Боснию и Герцеговину и Северную Македонию, а также Украину и Молдавию, а в перспективе еще и Грузию, то отдаленно его речь можно сравнить с Фултонской речью Черчилля. Не одно десятилетие просуществовала красивая, еще «деголлевская» идея «единой Европы от Атлантики до Урала», затем получившая уточнение — до Владивостока.

Теперь Европа будет заканчиваться белорусским Брестом, но включать в себя уже и Кишинев, и Киев, и даже Тбилиси. Вне рамок этой «большой политической Европы», пусть пока не экономической, не останется ни одной страны к западу от «занавеса», проходящего по этим рубежам. Причем Германия и Франция снова продвигают идею «разноскоростной Европы», когда для работы со странами, не вошедшими пока в ЕС, на переходный период будет создано «политическое сообщество», в рамках которого те станут дозревать до кондиции под присмотром Брюсселя с акцентом на вопросы энергетики и безопасности. Противостояние с исторически вечно чуждой Московией требует повышенной дисциплины. Поэтому Германия предлагает отменить право вето, которое есть у всех членов ЕС, и принимать решения большинством голосов стран-членов по вопросам внешней, налоговой политики и некоторым другим.

Касательно энергетики, ключевой в противостоянии с Москвой, все активнее обсуждается вопрос создания механизма фиксирования предельных цен на электроэнергию, чтобы он демпфировал резкий рост цен на газ. Механизм пока непонятен, но политическая воля к тому явлена. По задумке, ЕС должен выйти из газового противостояния с Москвой от нее в данном плане независимым. Получится ли? Увидим года через два-три, не позже.

Что касается вопроса шенгенских виз для россиян, то на этом примере хорошо видно, как вырабатывают решения в ЕС. Предложение прозвучало от Польши еще в марте. Поначалу его не продвигали. Однако затем активное меньшинство — Чехия, страны Балтии и Северной Европы — стали все более активно лоббировать идею, собственным примером показывая, что они не хотят больше видеть у себя русских туристов. Мнение меньшинства и его аргументацию игнорировать в ЕС все же не принято. Тем более что обсуждение проходит без участия России и никаких адвокатов у нее в Европе нет. Тем более что отказаться от русских туристов экономически куда легче, чем от русского газа, а политически это смотрится так и вообще «победоносно». На нынешнем информационном фоне крайнего неблагоприятствования России такое понравится европейским обывателям.

Из поблажек теоретически могут оставить более мягкий режим для молодежи до 25 лет. При том что в ходе избирательной кампании нынешняя правящая коалиция в Германии предлагала вообще безвизовый режим для молодых россиян. Судя по всему, отменят многолетние визы, перейдут к выдаче только на срок поездки. Могут оставить послабления для студентов, наверное, в меньшей степени для ученых и, видимо, совсем не оставят для журналистов. Усложнят бюрократию. Будут смотреть на место работы, на источники доходов. Требовать полной оплаты брони билетов и гостиниц. Могут появиться и мировоззренческие критерии. Не в такой грубой форме, как предлагают прибалты, чтобы спрашивать, чей Крым и об отношении к боевым действиям на Украине. Но могут взять пример с американцев, где в визовых анкетах уже несколько лет требуют указывать аккаунты в соцсетях, чтобы посмотреть, кто там что пишет. А кто без аккаунта — тот, значит, едет в Солсбери глядеть на шпиль собора. Категории госслужащих и бизнесменов, которые имели преимущества по соглашению 2007 года, теперь заведомо «пессимизируют».

Подсчитали, что потеря русских туристов обойдется ЕС в 21 млрд евро в год. Но не стоит преувеличивать значение экономического фактора на фоне сильной политической мотивации. Тем более что в свое время облегчение визового режима произошло вовсе не по причине желания нажиться на богатых русских, а в рамках тогда относительно разделяемой Москвой и Брюсселем идеи сближения, хотя уже тогда вопреки противодействию ряда европейских стран.

А что касается «туристического ущерба», то максимальное число запросов россиян на шенгенские визы было около 5 млн в допандемийном году. На фоне 745 млн иностранных туристов, посетивших тогда же Европу. Общий доход от них для ЕС составил 1,45 трлн долларов. Сейчас этот поток уже почти восстановился. Хотя для некоторых стран типа Кипра, Италии или Испании доля русских туристов была выше, чем в среднем по ЕС. Есть целый ряд других ряд стран, где число гостей-россиян также было значительным, — в той же Эстонии или Чехии, — но они не только приняли для себя политическое решение от таких гостей отказаться, но и преуспели в том, чтобы приблизить граждан РФ к статусу персон нон грата на всем континенте. Если кто-то думает, что они при этом приняли во внимание то, что именно эта прослойка была наиболее проевропейски ориентированной в нашей стране, то он заблуждается. Им на это уже наплевать.