Войти в почту

Разворот к морю. Грузооборот морских портов планируют увеличить более чем на треть. Почему это важно?

Морские порты в России служат воротами международных транспортных коридоров, а, значит, имеют стратегическое значение для грузоперевозок и торговли. Сейчас в крупнейших портах Арктического, Дальневосточного, Каспийского, Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов развернулось строительство и реконструкция инфраструктуры с прилегающей дорожной сетью.

Разворот к морю. Грузооборот морских портов планируют увеличить более чем на треть. Почему это важно?
© Lenta.ru

Морским путем

По морю идет экспорт многих отечественных стратегических товаров, таких как зерно, уголь, удобрения, металлы. От бесперебойной и эффективной работы морских портов зависит развитие торговли и транзита грузов в соответствия потребностям страны.

Сегодня морской порт — это сложный инфраструктурный объект, где пересекаются потоки разных видов транспорта: морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, трубопроводного. Поэтому в 2018 году развитие морских портов России стало одним из направлений национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ).

Федеральный проект «Развитие морских портов» нацелен на увеличение мощности крупнейших портов Волго-Каспийского, Азово-Черноморского, Дальневосточного, Балтийского и Арктического бассейнов, а также обновление ледокольного флота. За счет строительства и реконструкции производственные портовые мощности за период с 2020 по 2030 год должны вырасти более чем на 350 миллионов тонн.

Проект предусматривает реализацию 50 мероприятий, связанных с развитием портовой инфраструктуры и строительству девяти ледоколов.

Реализация национального проекта КПМИ способствует достижению национальной цели развития Российской Федерации «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», определенной Указом президента РФ. Он также способствует повышению безопасности скорости перемещения по стране, развитию авто-, авиа-, железнодорожной, и водной инфраструктуры.

Развитие инфраструктуры морских портов улучшает связь между центрами экономического роста в стране, способствует наращиванию экспортных мощностей, созданию рабочих мест. И все это в целом способствует экономическому росту регионов и повышению качества жизни их населения.

Волго-Каспийский бассейн

Углубить обмелевший Волго-Каспийский судоходный канал, чтобы увеличить грузопоток астраханских портов планируется до конца 2023 года. А с 2024 года должна начаться реконструкция канала для развития международного транспортного коридора «Север–Юг». В рамках развития МТК «Север – Юг» планируется построить контейнерный терминал на территории портовой особой экономической зоны (ОЭЗ).

Другой значимый проект развития морских портов Волго-Каспийского бассейна – это строительство зернового терминала в порту Махачкала мощностью 1,5 миллиона тонн до конца 2024 года.

Азово-Черноморский бассейн

На юге ключевые мероприятия КПМИ по развитию морских портов связаны с расширением крупнейшего в стране по грузообороту Новороссийского морского порта, созданием комплексного транспортного узла на базе морского порта Тамань в Краснодарском крае и Ростовского универсального порта.

В Новороссийске с прошлого года заработал после реконструкции зерновой причал с терминалом, обеспечившим прирост мощности порта на 3,7 миллиона тонн в год — до семи миллионов тонн в год.

До 16,9 метра увеличили глубину причала, что сделало его самым глубоководным на Черном море.

Это существенно увеличило пропускную способность причала: грузоподъемность судов-зерновозов, которые он может принимать, увеличилась вдвое: с 50 до 100 тысяч тонн. Это откроет для российского зерна новые перспективы на рынках в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, которые исторически работают с крупнотоннажными судами.

Запланирована модернизация еще двух причалов в порту Новороссийска, которые обеспечат увеличение мощности порта по перевалке зерна на 11,5 миллиона тонн.

На нем переваливают уголь, железную руду, серу и минеральные удобрения. В конце 2021 года там была запущена самая мощная в России линия по погрузке угля мощностью восемь тысяч тонн в час. К концу 2022 года терминал планирует выйти уже на плановую мощность — 72 миллиона тонн.

Немаловажно, что терминал построен и эксплуатируется с использованием самых современных технологий защиты окружающей среды. По периметру складов установлены пылезащитные экраны высотой до 25 метров, уголь со складов до трюмов судов транспортируют по полностью закрытым конвейерным линиям. Склады терминала расположены на значительном удалении от береговой полосы, чтобы избежать негативного воздействия на акваторию моря.

Существенное повышение производительности морского порта Тамань обеспечит реконструкция Таманской базы сжиженных углеводородных газов (СУГ) и строительство перевалочной базы крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Ввод в эксплуатацию нового причального комплекса и технологической эстакады увеличит грузооборот порта на 3,5 миллиона тонн.

Фото: Морской порт «Суходол»

Дальневосточный бассейн

В 2022 году планируют завершить строительство двух значимых объектов для транспортировки угля на Дальнем Востоке. В бухте Суходол Шкотовского района Приморского края достраивают новый угольный порт мощностью на 12 миллионов тонн. Он облегчит доступ к портовой инфраструктуре малым и средним угледобывающим предприятиям. А в районе мыса Открытый на побережье Уссурийского заливав завершают работы по строительству специализированного угольного перегрузочного комплекса, мощностью пять миллионов тонн в год.

12 миллионов тонн Вторую очередь угольного перегрузочного комплекса такой мощности планируют ввести в эксплуатацию в порту Ванино в 2023 году.

Также планируют закончить реконструкцию береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения «Ванино–Холмск» в порту Холмск. К 2025 году в бухте Мучке планируют достроить специализированный угольный перегрузочный комплекс проектной мощностью 24 миллиона тонн в год. На 2026 год запланировано закончить работы по реконструкции балкерного терминала АО «Дальтрансугль» в бухте Мучке.

Из наиболее значимых проектов КПМИ по развитию морских портов Дальневосточного бассейна к 2023 году планируется завершить строительство СПГ-терминала в бухте Бечевинская морского порта Петропавловск-Камчатский, к 2025 году — создание многофункционального грузового района в морском порту Поронайск для перевалки угля, СПГ и нефти, строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры в селе Никольское Камчатского края на острове Беринга.

Балтийский бассейн

На северо-западе ключевыми мероприятиями КПМИ по развитию морских портов стало строительство и реконструкция терминалов для перевалки минеральных удобрений — в Усть-Луге, Большом порту Санкт-Петербурга и Приморске, угля, зерновых и генеральных грузов — в Усть-Луге и Приморске, в также СПГ-терминала в Высоцке. В порту Калининграда запланированы реконструкция дамб и строительство терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерский.

Фото: Морской порт «Суходол»

В 2021 году завершился первый этап строительства портовой инфраструктуры терминала «Ультрамар» в Усть-Луге мощностью 12 миллионов тонн в год. Терминал специализируется на хранении и перевалке насыпных и генеральных грузов, преимущественно, минеральных удобрений. К 2024 году планируется за счет строительства новых объектов портовой инфраструктуры увеличить мощность терминала еще на 13 миллионов тонн.

К 2023 году планируется завершить строительство терминала для перевалки минеральных удобрений МХК «Еврохим» пропускной способностью 5,5 миллиона тонн в год. Еще один проект по увеличению мощностей по перевалке минеральных удобрений планируется реализовать к 2024 году в четвертом районе Большого порта Санкт-Петербург.

В том же 2024 году планируется завершить строительство универсального торгового терминала «Усть-Луга» мощностью 24,3 миллиона тонн в год.

Идет строительство крупного универсально-перегрузочного комплекса (УПК) в морском порту Приморск проектной мощностью 65 миллионов тонн в год. Терминал будет состоять из пяти перегрузочных комплексов, рассчитанных на перевалку минеральных удобрений, угля, зерна, генеральных, накатных и контейнерных грузов. Полностью завершить строительство комплекса предполагается к 2030 году.

Фото: Морской порт «Суходол»

Арктический бассейн

К сентябрю 2022 года планируется завершить строительство паромно-пассажирского комплекса в поселке Угольные Копи в Анадырском районе Чукотки, где находится основной аэропорт региона. Сейчас через лиман пассажиров и автотранспорт перевозят только вертолетами, катерами на воздушной подушке и баржами, а левый берег не оборудован для их погрузки и выгрузки.

Терминал предназначен для перевозки автомобилей (до шести тысяч в год) и пассажиров (до 20 тысяч человек в год) между правым и левым берегом Анадырского лимана. В будущем там будут построены еще три причала.

Существенно увеличить мощности морских портов Арктического бассейна по КПМИ планируется в основном за счет комплексного развития крупнейшего в мире заполярного незамерзающего порта в Мурманске.

На 2024 год запланировано окончание реализации инвестиционных проектов, которые обеспечат прирост мощности по перевалке угля Мурманского морского торгового порта на 2,5 миллиона тонн в год.

И еще на 1,5 миллиона тонн должна вырасти пропускная способность порта к 2025 году за счет реконструкции объектов портовой инфраструктуры третьего грузового района.

Другим значимым проектом станет сдача в эксплуатацию в 2023 году терминала СПГ в Мурманской области мощностью 21,1 миллиона тонн в год.

Среди ключевых мероприятий по развитию морских портов Арктического бассейна по КПМИ реконструкция причала № 7 в порту Анадырь, реконструкция инфраструктуры морского порта Нарьян-Мар.