Может ли Франция запретить частные джеты?

Во Франции разрабатываются меры против частных самолетов, от серьезного ограничения для них до даже полного их запрета. Причина — огромное количество выбросов газов, которые они производят.

Может ли Франция запретить частные джеты?
© BFM.RU

Регулирование сектора джетов необходимо, — заявил министр транспорта Франции Клеман Бон. По его словам, это должно быть сделано «как на национальном, так и на европейском уровне» — методами налогообложения или как-то еще.

В текущем году на частных самолетах было уже совершено более четыре миллионов рейсов. Число полетов частных самолетов неуклонно растет. Тенденция усилилась во время пандемии. Исследование Oxfam показывает, что всего 1% авиапутешественников ответственны за 50% выбросов. Для коммерческих авиакомпаний уже разработана система, которая станет обязательной в ближайшие годы, почему бы это не сделать и для частных владельцев бортов, говорит директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов ВШЭ Георгий Сафонов:

Георгий Сафонов директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов ВШЭ «Европейцы приняли у себя внутреннее регулирование, которое заставляет компании отчитываться о выбросах СО2. Было принято решение Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) о том, что страны внедряли отчетность по выбросам и компенсацию. С 2027 года это становится обязательным требованием: нужно будет всем и отчитываться, и компенсировать. Перевозчики могут покупать на рынке углеродные единицы. Если ориентироваться на цены, которые сейчас есть на рынке, то в Европе цена подобралась к отметке 100 евро за тонну СО2».

Подсчитано, что одна только певица Тейлор Свифт с 1 января по 29 июля совершила 170 перелетов и произвела 8294 тонны СО2. Для сравнения, средний углеродный след европейского жителя — около 10 тонн в год. То есть даже по существующим сейчас ценам, Свифт пришлось бы выплатить более 800 тысяч евро компенсации. Однако число полетов частными джетами Европе сократить не удастся, даже если многие страны последуют ее примеру, уверен директор по продажам и развитию в странах СНГ, Air Charter Service Сергей Вехов:

Сергей Вехов директор по продажам и развитию Air Charter Service в странах СНГ «Мир всегда следует Европе, все, что начинается в Европе, потом расходится по всему миру. Люди, которые летают бизнес-джетами, не захотят возвращаться обратно в толпу. Они просто заплатят больше. Сейчас, в связи с санкциями Евросоюза, цены на чартеры в Европу для россиян выросли в три раза, и ничего, все равно летают, не пересаживаются на регулярный рейс».

Впрочем, намерение резко ограничить число полетов бизнес-авиации выглядит очень серьезным. Поэтому возможно, что владельцам джетов придется платить значительно больше, чем нынешние 100 евро за тонну СО2. Один из вариантов, который обсуждается, — это обязать с 2030 года все частные самолеты работать только на экологически нейтральном топливе. И это вполне реально, говорит глава компании «МаксФлайт» Максим Царев:

Максим Царев глава компании «МаксФлайт» «Есть экологичное топливо, оно применяется. Но перелеты эти не носят массового характера. В прошлом году было всего несколько тестовых рейсов у двух авиакомпаний в мире. К тридцатому году можно успеть очень многое, проблемы будут связаны с переоснащением бортов, чтобы они могли использовать это топливо. Самая большая проблема это все-таки обустройство приаэропортовых территорий для того, чтобы обеспечить подводку этого топлива к заправочным станциям, но, насколько это выгодно будет, большой вопрос».

В ходе полемики руководитель фракции экологов в Национальном собрании Жюльен Байю предложил попросту запретить частные самолеты. Клеман Бон на это заявил, что считает такое предложение «несерьезным». Его предложения должны обсудить на совещании министров транспорта Евросоюза в октябре.