Войти в почту

Развлечение для императоров и приближенных: как выглядит Павильон катальной горки в Ораниенбауме после реставрации?

Ломоносов или Ораниенбаум

Развлечение для императоров и приближенных: как выглядит Павильон катальной горки в Ораниенбауме после реставрации?
© Мир24

Сегодня город Ломоносов входит в состав Санкт-Петербурга. А Ораниенбаумом называют дворцово-парковый ансамбль XVIII века.

Но когда-то Ораниенбаумом – что переводится с немецкого, как апельсиновое дерево – именовали весь городок. Первым его облюбовал приближенный Петра I Александр Данилович Меншиков и выстроил загородную резиденцию. А позже это место полюбила и Екатерина Великая.

Именно здесь императрице хотелось принимать гостей. Поэтому специально для них она велела выстроить Павильон катальной горки. По планам Ее Величества сюда должны были съезжаться высокопоставленные особы исключительно для развлечения.

Главный аттракцион

Трехэтажное здание, именуемое Павильоном катальной горки, располагается в отдалении от других достопримечательностей парка. Оно и сейчас напоминает небольшой дворец и вызывает восторженные возгласы. А в XVIII веке вообще считалось, чуть ли не верхом архитектурной и инженерной мысли. Зодчий Антонио Ринальди спроектировал ансамбль площадью 22 тысячи квадратных метров. Для наглядности можно сравнить с четырьмя футбольными полями.

Центральное место занимала огромная горка. Она становилась эпицентром всеобщего веселья. Августейшие особы поднимались на высоту 20-ти метров, усаживались в специально сконструированные коляски и скатывались вниз. Горка была не прямая, а шла волнами. Сегодня такие называют американскими. Хотя это исконно русская забава, которая, если верить воспоминаниям современников, приводила иностранцев в изумление и ужас.

Мчались с ветерком императоры и их гости больше чем полкилометра. При этом, ничем не пристегивались. Коляски были одноместными, но катались на них вдвоем. Дама занимала сидячее положение и крепко держалась за края. Кавалер вставал сзади на подножку.

Тележка шла по рельсам за счет собственной тяжести и развивала скорость до 40 километров в час. Для дополнительной устойчивости помимо основных четырех колес были еще восемь боковых. Но все равно конструкция иногда подводила.

Есть легенда, что однажды коляска сошла с рельсов и чуть не перевернулась. В это время в ней ехала Екатерина Великая, а за ее спиной возвышался граф Орлов. Очевидцы тогда из уст в уста передавали, как фаворит спас императрицу – удержал тележку за декоративную кисточку и вернул ей ровный ход.

К слову, обратно коляски возвращались при помощи лебедок. Сегодня понадобится воображение, чтобы все это представить.

Горка начала разрушаться еще в XIX веке. Она была деревянной и плохо переносила перемены погоды. К советскому времени от аттракциона остались лишь руины. Восстанавливать сооружение не собираются.

«Я думаю, в этом нет никакого смысла, – объясняет временно исполняющий обязанности директора Государственного Музея-Заповедника «Петергоф» Роман Ковриков. – Это деревянное сооружение, которое с точки зрения музейного объекта будет быстро приходить в негодность, потребует огромных усилий для поддержания, пользоваться этим будет нельзя».

Но для сохранения истории на цокольном этаже установили макет Павильона XVIII века. Масштабы горки тут хорошо видны. Дух захватывает уже от одного взгляда. Понять, что чувствовали императоры, когда с нее скатывались и что видели перед собой, помогает виртуальная реконструкция. Видео демонстрируют на экране. А рядом стоит копия тележки для катания, воссозданная по сохранившимся чертежам.

Помпезные залы

Жемчужиной Павильона реставраторы называют фарфоровый кабинет. Екатерина Великая лично заказывала для него фигурки в самой известной на тот момент Мейсенской мануфактуре.

«Кабинет прославлял Екатерину, конечно, – рассказывает Татьяна Сясина, заведующая сектором «Собственная дача» отдела хранения и изучения памятников Ораниенбаума Государственного Музея-Заповедника «Петергоф». – Прежде всего – морская тема. Во главе здесь Амфитрита и Нептун на стенах приветствуют нас, потому что это в честь Чесменского сражения, победы в русско-турецкой войне. Екатерина настроена пафосно, ей хотелось самоутвердиться и проявить это все в каком-то сооружении».

Для каждой фигурки Ринальди предусмотрел индивидуальный постамент. В зависимости от вида скульптуры, ее размера и веса.

«Чтобы вот это все поставить, мы пережили здесь инфаркт миокарда, – смеется Татьяна Сясина. – Скульптуры тяжеленные! Некоторые под 16 килограммов. И состоят из нескольких частей».

Для красоты на двух стенах зодчий сделал украшения в виде гипсовых мартышек, они поддерживают полочки. Гостям Екатерины животные то ли полюбились, то ли не очень, но кабинет за спиной императрицы называли обезьяньим.

В 1917-м фарфоровой комнате досталось от матросов. Одни скульптуры они разбили, другие похитили. Из 40 изваяний удалось вернуть только 34 мейсенских шедевра.

Интересная история произошла с фигурой слона. В фондах музея «Петергоф», которому и принадлежит Павильон катальной горки, долгое время хранился только хобот фарфорового животного. Музейщики его берегли. А когда начали реставрировать кабинет и искать пропавшие скульптуры, в частной коллекции обнаружили слона без хобота. Оказалось, – тот самый, из Екатерининской комнаты. Сейчас животное вернули на историческое место.

Гордость реставраторов

При входе в Павильон сотрудники музея настоятельно просят посетителей смотреть под ноги. Здесь это не столько мера предосторожности, сколько повод очередной раз обратить внимание на полы – писк моды XVIII века. Монархи, уставшие от роскоши настоящих драгоценных камней, стремились в интерьерах к чему-то эдакому. Мастер Гаэтано Спинели угодил Екатерине, когда сделал покрытие из искусственного мрамора.

Правда, капризы императрицы аукнулись современным реставраторам. Спинели инструкций после себя не оставил. И два года потребовалось только на то, чтобы выяснить состав полов. Зато сегодня музейщики с гордостью заявляют – покрытие в павильоне такое же, как и при Ее Величестве.

«Полы эти единственные в своем роде в России, аналогов нет, – объясняет Елена Макашова, хранитель Павильона катальной горки Государственного Музея-Заповедника «Петергоф». – И долгое время обсуждалась вероятность того, что мы будем ходить вокруг и заглядывать в окна, потому что непонятно было, как пропустить по этому полу большое количество посетителей».

В итоге до таких кардинальных мер не дошло, придумали другой вариант. По всему Павильону установили стеклянные мостки. Теперь посетителям даже необязательно надевать бахилы. Они могут ходить в своей обуви и через прозрачное покрытие рассматривать искусственный мрамор.

Удалось реставраторам вернуть Павильону и исторический колер. Мастера расчищали стены слой за слоем и в итоге добрались до цвета Ринальди. Чтобы посетители могли убедиться в достоверности оттенка, внутри сооружения оставили небольшие участки, на которых видна небесно-голубая краска.

Справедливости ради, нужно отметить, что и до реставрации сооружение было голубым. Но теперь это именно тот оттенок, который задумал архитектор.

«Я не могу прокомментировать, почему не было сделано этих расчисток ранее – 13 лет назад или в 50-е годы, – говорит Нино Вахания, начальник экспозиционной службы Государственного Музея-Заповедника «Петергоф». – Наверное, прежние реставраторы торопились. Они сделали Павильон современного цвета, который значительно отличался от исторического. А сейчас это голубой XVIII века».

Дальнейшие планы

Пока Павильон – это музей интерьеров. На экскурсиях рассказывают про лепнину, золотые вставки и про трудности, с которыми столкнулись реставраторы. Ведь мастера трудились целых 13 лет!

В скором времени на цокольном этаже сотрудники «Петергофа» хотят открыть экспозицию «Государевы потехи». Она подробно расскажет об императорских развлечениях: балах, охоте, азартных играх и прочих забавах царских особ. Правда, сотрудники отказались рассказать, как это будет выглядеть. Обмолвились лишь, что готовят мультимедийный проект, который пока останется в секрете.

Ну что ж, видимо у Павильона катальной горки такое предназначение – вечно удивлять!