Круизы выходят из ковидного кризиса, но россияне ищут новые направления

«Добро пожаловать на борт, невакцинированные пассажиры» — под таким заголовком статью о новом расцвете круизного бизнеса публикует The Washington Post. На заре пандемии круизы стали чуть ли не эталоном пострадавшей отрасли — весь мир наблюдал за вояжем 3 тысяч пассажиров лайнера Diamond Princess, который закончился карантином у берегов Японии, сотнями заражений и 14 летальными исходами.

Круизы выходят из ковидного кризиса, но россияне ищут новые направления
© BFM.RU

Со спадом заболеваемости круизные суда снова покинули порты, но во многих странах у путешественников стали требовать сертификаты вакцинации, так что спрос был ограниченным. Теперь же, когда американский регулятор CDC отменил большинство ограничений, истосковавшиеся по морю туристы хлынули на сайты бронирования — и, как пишет газета, западные компании наблюдают «огромный» и «массивный» поток желающих.

А как дела с круизами для граждан России? Рассказывает директор по развитию платформы бронирования туров «Скидки онлайн» Игорь Блинов:

Игорь Блинов директор по развитию платформы бронирования туров «Скидки онлайн» «Все сократилось очень сильно, и у нас нет ни Атлантики, ни Трансатлантики, ни Балтики, это очень активно было раньше. Нет средиземноморских круизов, круизных программ. Точнее, они есть, но очень сложно продаются в связи с тем, что у 99% [российских] туристов нет возможности покупать, выбираться, не работают карты. С одной наличкой очень сложно отдыхать. И визовые вопросы решаются достаточно непросто. То же самое мы видим и на сухопутном отдыхе. Эти проблемы — начиная от виз, от платежей, от логистики — накладываются и на круизы. Вы же не доберетесь до порта Амстердама без проблем? Не доберетесь. Вы с проблемами туда приедете. Если приедете вообще, если вам визу не аннулируют».

Для поездки в круиз по европейскому Средиземноморью туристу потребуется шенгенская виза. Получать ее придется в обычном порядке — оператор предоставит подтверждение бронирования, но при подаче на визу документ мало чем отличается от брони отеля. А с «шенгенами» сейчас сложно. По последним оценкам Ассоциации туроператоров России, на получение визы лучше закладывать два-три месяца. Но если не Шенген, то что? Куда еще ходят лайнеры? Комментирует основатель и гендиректор туроператора «Арт-тур» Дмитрий Арутюнов:

Дмитрий Арутюнов основатель и гендиректор туроператора «Арт-тур» «Есть такие круизы, которые вокруг берегов Турции идут, там тоже наши туристы бронируют. Была информация о том, что планируется круиз из Сочи вдоль турецкого побережья. Но это все пока немножко из разряда экзотических предложений. То, что сейчас реально работает, — это круизы по странам Персидского залива. Дубай, как вы знаете, поставил задачу превратиться в некий круизный хаб, что, собственно, и происходит. Там построены новые интересные, красивые терминалы, в том числе в районе Пальмового острова. И оттуда отправляются круизные суда по странам залива: это Оман, Бахрейн, Катар. Такие страны залива, которые в рамках самостоятельного путешествия редко кто посещает, а вместе с круизом из Дубая они в принципе пользуются спросом. Плюс самое главное — перелет. Потому что долететь, например, до Барселоны может стоить от 100 тысяч рублей, а в страны Персидского залива, в тот же Дубай, можно на туда-обратно потратить где-то от 40 тысяч рублей на человека».

В западные моря попасть сложно, до восточных — далеко лететь, а в южные — поедет не каждый, все же Ближний Восток — дело тонкое. Но остается еще одно направление. Как сообщил на этой неделе полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, сфера туризма в российской Арктике стала лидирующей отраслью по числу реализуемых проектов. О «круизах» среди айсбергов и белых медведей рассказывает руководитель направления арктического туризма в компании Team Trip, фотограф Стас Захаров:

Стас Захаров руководитель направления арктического туризма в компании Team Trip, фотограф «Значительную часть рынка занимали иностранные компании, которые работали по таким направлениям, как Земля Франца-Иосифа, остров Врангеля. Значительная часть клиентов были европейцы, американцы, японцы. Та часть рынка, которая занята иностранными компаниями, я думаю, сейчас в той или иной степени будет освобождаться. Что касается работы российских компаний, да, у нас есть спрос, спрос в виде российских туристов. Люди едут в Арктику, люди едут на Дальний Восток, на Камчатку, Курилы, Сахалин, на севере это Новая Земля. В первую очередь это наблюдение за животными. На востоке это киты, касатки, морские львы, медведи. В Арктике это белые медведи, моржи, тоже киты, белухи. Также это пейзажи, горы, северные моря со своим особым настроением, айсберги и другие потрясающие пейзажи, которые можно увидеть только на севере. В теплых широтах такого нет».

Хотя спрос на круизы в целом восстанавливается, некоторые компании вынуждены отменять рейсы. Как пишет Bloomberg, пассажиры возвращаются быстрее персонала, и на борту банально не хватает рук — работать на лайнерах надо много, а зарплаты не самые высокие. Например, та самая Diamond Princess этой осенью отменила 11 рейсов. Хотя с учетом новой волны коронавируса, может, это и к лучшему.