Войти в почту

о намерении Таллина запретить въезд россиянам с визами ЕС

«Поддержат ли другие страны Шенгенской зоны эстонскую инициативу? Полагаю, что прибалты, чехи и ещё пара стран вполне могут. А вот те, кто годами зарабатывал на российских туристах, вряд ли захотят лишиться этого источника доходов. Испания, Франция, Италия, Греция привыкли, что русские туристы, в отличие от тех же немцев или британцев, — щедрые и любопытные, тратящие деньги и на пляжах, и в ресторанах, и в музеях».

С сегодняшнего дня Эстония запретила въезд гражданам России с «шенгеном», полученным в этой стране. Таких мало, поэтому Таллин планирует вскоре полностью запретить въезд нашим согражданам, которые получили общеевропейскую туристическую визу в других странах. Что по этому поводу можно сказать?

Первое и главное: это конец шенгенской системы. Не начало конца — началось всё тогда, когда европейские страны начали прикрывать свои границы из-за беженцев, а продолжилось, когда границы закрылись из-за ковида. А вот теперь — всё, окончательный конец. Даже с исключением из неё карликовой во всех смыслах Эстонии шенгенской системы больше нет.

Возможно, более разумные страны Европы заключат новое соглашение о визах и границах, но это будет уже что-то другое. А вот система, когда любой гражданин любой страны мира мог получить визу в любую страну Евросоюза и после этого путешествовать по территории всех участников соглашения, сегодня закончила своё существование. Светлая память, как говорится.

Как это отразится на России? Да никак. Турпоток в Эстонию всегда был небольшим, а после ковидных ограничений он совсем сдулся. Посмотреть башенки Таллина — ну так себе привилегия и не самое насущное из прав человека. Псков красивее.

Большинство патриотов, к слову, исключили Эстонию из своих туристических планов ещё в 2007 году, после сноса Бронзового солдата. Тем же, кто планировал использовать Эстонию для путешествий по Европе, придётся скорректировать свои планы, но и они столкнутся лишь с умеренным неудобством.

Как это отразится на Эстонии? В текущем моменте тоже практически никак. Турпоток маленький, все гостиницы и рестораны, которые могли обанкротиться, уже обанкротились из-за ковидных мер. Так что ущерб эстонской экономике непосредственно из-за отмены российского туризма будет не особо серьёзным.

А теперь зададим более важный вопрос: как это должно отразиться на Эстонии? Полагаю, что тотальным бойкотом всего эстонского с нашей стороны. Напомню, что население этой страны (чуть больше 1 млн человек) — это один административный округ Москвы. Территория — 45 тыс. кв. км, это где-то как Московская область.

Никаких, абсолютно никаких связей с Эстонией больше быть не должно — ни экономических, ни культурных, ни дипломатических. Границу закрыть, дороги перекопать. Пропускать только русскоязычных, принявших решение вернуться домой. Их там осталось около 400 тыс., по официальным данным.

Конечно, у Евросоюза и США пока что хватит денег, чтобы прокормить эстонцев. Их мало — и с каждым годом становится всё меньше и меньше. Но нет никаких сомнений, что по мере роста числа собственных проблем у Брюсселя и Вашингтона объём этой помощи будет ужиматься, пока полностью не сойдёт на нет.

И когда Таллин окажется на самообеспечении, вот тогда жители этой территории, видимо, поймут, что их сравнительно высокий уровень жизни и в советское, и в постсоветское время объясняется не трудолюбием и смекалкой эстонского народа, а исключительно внешней поддержкой. Задача России — чтобы это понимание наступило как можно скорее.

Поддержат ли другие страны Шенгенской зоны эстонскую инициативу? Полагаю, что прибалты, чехи и ещё пара стран вполне могут. А вот те, кто годами зарабатывал на российских туристах, вряд ли захотят лишиться этого источника доходов. Испания, Франция, Италия, Греция привыкли, что русские туристы, в отличие от тех же немцев или британцев, — щедрые и любопытные, тратящие деньги и на пляжах, и в ресторанах, и в музеях.

Хотя в условиях, когда Евросоюз уже, цитируя Виктора Орбана, выстрелил себе в лёгкие, ограничив российские энергоресурсы, он вполне может пойти дальше и принять абсолютно невыгодное для себя решение о запрете на въезд российских туристов.

И это скажется положительно и на внутреннем российском туризме, и на экономиках стран, которые оставят границы открытыми, — в первую очередь, видимо, Турции с её пляжами и Сербии с её европейской архитектурой.

Должна ли Россия в ответ закрыть границы для европейцев? Полагаю, что нет, ровно наоборот. Чем больше людей из Евросоюза будут приезжать в нашу страну и видеть, насколько сильно врут им тамошние пропагандисты, тем хуже будет работать вражеская пропаганда. Хотя не удивлюсь, если вслед за запретом на въезд для российских туристов европейцы запретят и своим гражданам ездить в Россию, по аналогии с многолетним запретом для граждан США ездить на Кубу.

Пока что все введённые Евросоюзом антироссийские санкции гораздо сильнее бьют по Европе, нежели по России. Полагаю, что никаких причин для изменения этой ситуации нет и не появится.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.