Кластер не кластер. Почему из Байкала не получился Куршевель?

Большое Голоустное Строго говоря, разговоры и даже определенные действия в этом направлении никогда не прекращались. В зависимости от оптимизма губернаторов менялось только прогнозное количество туристов, которые вот-вот ринутся на Байкал. Нынешний глава региона Игорь Кобзев озвучивал планы на 2 миллиона посетителей в год. Как одно из направлений по реализации плана выбрали поселок Большое Голоустное, который расположен на побережье, в 120 километрах от областного центра. «Большое Голоустное – одно из самых популярных направлений на Байкале, в настоящее время в год эти места посещают 65 тысяч туристов. Мы видим возможности увеличить этот показатель до 70 тысяч туристов уже в следующем году. К работе по развитию туристического кластера здесь необходимо подойти системно, мероприятия дорожной карты предусматривают разносторонний и комплексный подход», – заявил губернатор региона. Для развития поселка создана дорожная карта. Распоряжение о ее утверждении и создании рабочей группы для реализации мероприятий уже подписано губернатором. Документ рассчитан до 2026 года. Дорожной картой в поселке предусмотрено асфальтирование всех дорог общего пользования местного значения, капитальный ремонт автодороги Иркутск – Большое Голоустное на участке с 98-го по 114-й километр, строительство парковки на въезде в поселок и парковочных зон в пади Семеновка. Планируется увеличить номерной фонд, и даже разместить в поселке взлетно-посадочную полосу для малой авиации. От Иркутска до Большого Голоустного Среди всего прочего с наибольшим воодушевлением местные жители встретили новость о ремонте дороги. Асфальт всегда приятнее пыльной грунтовки. Этот же пункт, как показала практика, наиболее осуществим. За два предшествующих года в асфальт закатали почти весь отрезок от Иркутска до Большого Голоустного. Правда, путь от решения до исполнения короткий, только если он касается дорог: они в собственности у области. А вот с запланированными парковками проблема возникает уже на стадии проектирования. Например, та же падь Семеновка, на которой по замыслу областных властей можно располагать машины туристов, в прошлом году была передана из состава земель ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в границы муниципалитета. При этом земля сохраняет статус особо охраняемой природной территории. «Безусловно, возможности муниципалитета по использованию этого земельного участка расширены, но ряд ограничений все же продолжает действовать. И при администрировании муниципальные власти все же будут вынуждены принимать в расчет статус территорий и проводить природоохранные мероприятия, контроль за которыми сохраняется за ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», – пояснили в природоохранном учреждении. Говоря простыми словами, «Байкальская правовая аномалия» – ситуация, когда на ООПТ несколько хозяйствующих субъектов и действуют десятки противоречащих друг другу нормативных актов, – продолжает действовать. Если говорить конкретно о парковке, то ее можно организовать, но необходимо как минимум исключить попадание технических жидкостей в почву. Инженерная задача непростая. И у защитников природы энтузиазма перспектива не вызывает. Чем заняться отдыхающему Так же сдержанно реагируют и туроператоры. И тут проблема географическая. Дело в том, что Большое Голоустное – изолированный поселок, и из него в другие точки на побережье на автомобиле не попасть. То есть, отправляясь в Большое Голоустное, в нем вы и останетесь. Возникает вопрос: чем заняться здесь отдыхающему? Купание в Байкале можно исключить. Дело в том, что расположен поселок на открытом побережье с ветрами, большими глубинами и холодной водой. Единственная достопримечательность поселка – находящееся неподалеку от него Сухое озеро, которое примерно раз в четыре года наполняется грунтовыми водами. Исходя из этих вводных, по мнению организатора туризма на Байкале Сергея Перевозникова, разработанная правительством дорожная карта не отвечает на главный вопрос: зачем? «Программа опять про нужные вещи, простые базовые вещи: асфальт, парковки и прочее. Это нужно точно так же, как носить чистую одежду. А вот вопрос, для какого мероприятия эта одежда, не раскрыт. Толпа быстро доехавших и болтающихся людей – чем это отличается от мертвой Турки или затоптанной Листвянки? Смысл посещения, дальнейшие аттракшены, переход на водный транспорт, связь с другими дестинациями и прочее даже не рассмотрены. Создание турпродукта, образа будущего и синегретические эффекты мест и периодов оставлены на «как пойдет». Итог – или доходный пшик с убийством природы, или побережье Малого моря, что, впрочем, одно и то же», – прокомментировал Сергей Перевозников. По мнению Ирины Урбанович, очередной проект, при всех его плюсах имеет существенный изъян: он не учитывает специфики Байкала, который хоть и привлекателен для туристов, но в силу климата никогда не станет местом массового отдыха, так и оставшись «на любителя». «Проблема в том, что чиновники продолжают декларировать проекты, которые направлены на «миллионы» туристов, но это без участия бизнеса, увы! Может, надо перестать гнаться за миллионами приезжих и попробовать создать условия и поднять интерес прежде всего для проживающих на этой территории? Кстати, по этому пути развития туризма идут китайцы, поэтому у них такие интересные территории отдыха», – считает Урбанович. В качестве альтернативы группа туроператоров готовит предложения по обустройству Большой байкальской тропы. Место привлекательное для туристов, но о миллионах посетителей говорить не приходится. Еще одно предложение: соединить трассой Большое Голоустное и Малое море. В этом случае поселок станет транзитным и часть турпотока на Ольхон пройдет через него. Однако, учитывая то, что дорога пройдет по ООПТ, эта идея из разряда фантастики. Фото: ФедералПресс / Давид Азизов

Кластер не кластер. Почему из Байкала не получился Куршевель?
© РИА "ФедералПресс"