Войти в почту

В России вырос спрос на речные круизы

Если раньше можно было выделить какие‑то акценты спроса, сейчас сделать это почти невозможно — покупают практически все, от круизов с минимальной стоимостью до длинных и дорогих путешествий, — рассказывает директор по развитию круизной компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова. — Конечно, чаще всего приобретают, по традиции, круизы между Москвой и Петербургом, однако интерес есть и к путешествиям по Оке, и к более чем 20‑дневным круизам до Астрахани». Подтверждают тенденцию и в круизной компании «Донинтурфлот»: по словам ее представителей, «активно продается буквально все: места на некоторые круизы по рекам до конца навигации проданы на 100 %».

В России вырос спрос на речные круизы
© РЖД-Партнер

А выбирать ведь было из чего. По данным Единого центра бронирования речных круизов, в этом сезоне (в период с апреля по октябрь) россиянам были доступны 1452 варианта речных туров на 67 теплоходах ведущих судоходных компаний страны.

Увы, но в этом году цена речного круизного отдыха выросла по не зависящим от организаторов причинам. Например, стартующий в последний день июля традиционный межстоличный круиз (7 дней/6 ночей) на теплоходе «Лебединое озеро» стоит от 72 тыс. рублей с человека. Излюбленные петербуржцами трехдневные туры на Валаам и Коневец (теплоходы «Леонид Соболев» или «Юрий Андропов») — от 14 тысяч. А длинные (более десяти дней) круизы запросто могут уходить в цене за 100 тыс. рублей — все зависит от уровня судна, класса каюты и прочих факторов.

По экспертным оценкам, стоимость круизных суток теперь начинается от 6 тыс. (правда, с полным пакетом услуг) в случае выбора лоукостера, а если речь идет о лайнере сегмента «люкс», сутки тянут уже на 12 тыс. рублей. В среднем, если выбирать обычный уровень комфорта, придется заплатить 7,5 – 8 тыс. на человека в каюте со всеми удобствами. Но если приобретать речной круиз загодя (а многие делают это за год), можно существенно (до 30 %) сэко­номить.

Причин тому, что в этом году спрос на речные круизы пошел в гору, несколько. Первая — наличие акции кешбэка, благодаря которой лайнеры на май-июнь стали успешно «грузиться» пассажирами еще в марте. Вторая — расширение ассортимента комфортабельных судов, после того как ими перестали пользоваться иностранные туристы. Наконец, третья — ослабление до минимума ковидных запретов и ограничения по выезду на заморские курорты. «Сейчас многие туристы заменяют зарубежный отдых круизами по России: нередко они выбирают премиальный и люкс-сегмент, так как привыкли отдыхать с комфортом уровня отелей 4 – 5*», — оценивает ситуацию заместитель генерального директора по развитию компании «ВодоходЪ» Илья Суховольский.

Есть и еще одна причина для успеха речных круизов — наличие новой клиентуры. Людей, которые ранее никогда в таких турах не бывали. Причем, как считает Андрей Михайловский, глава круизного центра «Инфофлот», новички зачастую «ходят» в короткие (до пяти дней) круизы по несколько раз за навигацию, т. к. их привлекают как формат отдыха с частой сменой городов, так и «все включено» с минимальными дополнительными тратами, к чему уже многие успели привыкнуть за рубежом.

Что касается маршрутов и новинок, здесь речникам сложно предложить что‑то принципиально новое — реки ведь текут все там же. Однако кое‑что все же имеется. Так, появились круизы только для совершеннолетних пассажиров — детей в них не берут. Для тех, кто ограничен в средствах, есть варианты круизов «по вашим правилам», в которых человек сам решает, какой уровень сервиса ему нужен. Можно, к примеру, питаться по своему усмотрению. Среди маршрутных новинок появился вариант тура на теплоходе «Принцесса Анабелла» из Петербурга до Великого Новгорода, а также новые предложения на Байкале.

Вместе с тем, несмотря на рост объемов продаж речных круизов, былых максимальных цифр в эту навигацию достигнуть вряд ли удастся. По словам экспертов, увеличение спроса пока не позволило полностью задействовать весь имеющийся флот. Так, в «Мостурфлоте» сейчас работает 11 лайнеров из 14. В «Водоходе» — 20 из 26. В «Донинтурфлоте» — 5 из 11. И только в навигацию 2023‑го количество теплоходов на внутренних речных маршрутах планируют увеличить до максимума, включив в состав флота такие знаковые новинки, как «Петр Великий» — аналог ставшего уже весьма популярным лайнера «Мустай Карим».

Круизные компании строят новые пассажирские суда и приобретают те, что уже были в ходу. Так, теплоход «Маленький принц», ранее работавший в Черном море под другим названием, в навигацию этого года уже ходит из Москвы до Казани, Нижнего Новгорода и в Петербург. После реновации он превратился в аналог способного путешествовать по воде комфортабельного четырехзвездного отеля. А в навигацию 2023‑го в составе флота появится и теплоход «Огни большого города», который за долгую жизнь (он построен еще в 1977‑м в Германии) как только ни именовался — от «XXV съезд КПСС» до «Петр Чайковский». В путь он отправится практически полностью обновленным.

В этом сезоне у желающих отправиться в увлекательное путешествие по российским рекам еще есть возможность это сделать: навигация длится до ноября, а очередной этап программы кешбэка, как обещают, будет запущен не позднее сентября. Если учесть, что осенью круизы всегда примерно на 20 % дешевле летних, а к ним добавится еще 20 % скидки, то можно получить максимум удовольствия за меньшие деньги.