Как изменится Крым после освобождения южных регионов Украины

Освобождение южных районов Украины и их интеграция в российское политическое, экономическое и культурное пространство может изменить не только сами эти регионы, но и Крым, который стал одним из главных центров обеспечения специальной военной операции. Восстановление исторических связей с Херсонской и Запорожской областями несет полуострову новые возможности для развития, уверены опрошенные «Парламентской газетой» политики и политологи.

Как изменится Крым после освобождения южных регионов Украины
© Парламентская газета

Противник отодвинут на 150 километров

Это важнейшее стратегическое решение, считает председатель Государственного совета Крыма Владимир Константинов.

«История сделала круг. Именно Россия в свое время развивала эти земли, так что сегодня они просто возвращаются домой. Это серьезно усилит и страну в целом, и Крым как регион, который на протяжении даже не десятилетий, а столетий был связан с Новороссией крепкими политическими, экономическими, культурными и просто человеческими связями», — сказал политик.

Между Крымом и южными регионами Украины существовало взаимовыгодное разделение труда, которое собираются восстановить, объяснил спикер республиканского парламента. «Мы всегда не столько конкурировали, сколько дополняли друг друга», — сказал он.

Немаловажно, по оценке политика, и то, что в результате военных действий в Херсонской и Запорожской областях противник отодвинут от Крыма на десятки километров и, значит, уменьшилась угроза диверсий и других террористических актов.

На севере полуострова — в Красноперекопске и Красноперекопском районе, Джанкое и Джанкойском районе, а также в Керчи действует высокий, «желтый» уровень террористической опасности, а украинские политики заявляют, что готовы при первой возможности нанести удары по Крымскому мосту и другим объектам, однако линия фронта проходит достаточно далеко от полуострова — от Армянска до Николаева по прямой около 150 километров. Кроме того, по уверению властей, Крым надежно защищен системами противовоздушной обороны. Другое дело, если бы линия фронта проходила по Перекопу — тогда северные районы полуострова почти наверняка повторили бы судьбу прифронтовых районов донбасских республик, которые подвергаются регулярному обстрелу с украинской стороны. А учитывая, что на севере полуострова располагаются крупные химические предприятия — Крымский содовый завод и «Титан», — удары по ним могли обернуться экологической катастрофой.

Не арбузом единым

Проведение специальной военной операции помешало курортному сезону. По оценке властей, из-за приостановки авиасообщения с Крымом количество отдыхающих уменьшится примерно на 40 процентов. Если в прошлом году полуостров посетило 9,5 миллиона туристов, то в этом их количество составит около 5,7 миллиона. Однако это, что называется, краткосрочный эффект. В перспективе восстановление сухопутного пути в Крым с севера и возобновление железнодорожного сообщения через территорию Украины — а до 2014 года большинство туристов прибывали на полуостров именно этим путем — наоборот, будет способствовать увеличению турпотока.

Освобождение юга Украины повысит как уровень безопасности Крыма, так и его экономический потенциал, полагает председатель Общественной палаты республики Александр Форманчук.

«Крым не случайно был связан с этими регионами еще во времена Российской империи, когда значительная часть территорий нынешних Херсонской и Запорожской областей входили в состав Таврической губернии — тогда тоже просчитывали управленческую и экономическую целесообразность», — объяснил он.

За восемь с половиной лет после воссоединения с Россией Крым нарастил производство, но все равно пока не полностью обеспечивает себя продуктами. И здесь как нельзя кстати пришелся потенциал южных украинских регионов — овощи, фрукты, молочная продукция, знаменитые херсонские арбузы и мелитопольская черешня. Возвращение херсонских и запорожских сельхозпроизводителей на крымский рынок способствует снижению цен и усилению конкуренции в отрасли, что положительно скажется на ее развитии. Будет востребована в Крыму и другая продукция украинских регионов — например, строительные материалы.

За Перекопом земля есть

Когда-то дорога в Крым с севера была частью Великого шелкового пути. Известная полуостровная пословица гласит, что «за Перекопом для крымчан земли нет». Так вот, теперь можно сказать, что земля для крымчан за Перекопом появилась — Херсонская и Запорожская области. При этом для северных районов Крыма возвращение статуса транзитных регионов дает шансы развить малый и средний бизнес — придорожные заведения, места размещения, торговли, транспортных услуг, а это приведет к повышению уровня жизни местных жителей.

Важное значение для Крыма имеет и человеческий потенциал Херсонской и Запорожской областей, полагает Форманчук. Многие годы выпускники из этих областей получали высшее образование в крымских вузах. В нынешнем году эта тенденция вернулась: десятки ребят с освобожденных территорий подали документы на поступление в Крымский федеральный университет имени Вернадского. И это тоже взаимовыгодный процесс: Крым заинтересован в притоке талантливой молодежи. Равно как заинтересован он и в притоке рабочей силы, которой в последние годы на полуострове не хватает — особенно если говорить о строительных и рабочих профессиях.

Азов наш

Еще ряд возможных последствий интеграции освобожденных территорий назвал известный крымский политолог Денис Батурин.

«Решен вопрос водных ресурсов — разблокирована подача воды из Каховского водохранилища в Северо-Крымский канал. Это, с одной стороны, даст новый импульс развитию сельского хозяйства в Крыму, получившего после 2014 года мощную государственную поддержку, а с другой — улучшит экологическую ситуацию на полуострове, так как больше не нужно будет истощать запасы подземных вод», — сказал эксперт.

Кроме того, он обратил внимание на то, что перестало нести угрозу для Крыма Азовское море — там больше нет военно-морских баз Украины.

«А это вопрос и военной безопасности, и возможности в полной мере использовать курортный, транспортный, продовольственный — вылов рыбы, — энергетический — добыча полезных ископаемых — потенциал Азова в целях экономического развития всех прибрежных регионов», — объяснил Батурин.

Азовское море де-факто стало сегодня внутренним морем России. Такие крупные порты, как Мариуполь и Бердянск, могут увеличить морской транспортный потенциал России, основу которого составляют Керчь, Таганрог, Ейск, Азов и Темрюк. А из Бердянск, Геническа, Арабатской стрелки, Приморска и Кирилловки хотят составить единый азовский рекреационный комплекс с курортами Крыма и Краснодарского края. Стратегические перспективы развития Юга России связаны именно с воссозданием некогда единого экономического региона.