Владислав Даванков: Пилотов для малой авиации можно обучить за полтора месяца

Малую авиацию используют для перевозки пассажиров и грузов, доставки пациентов в больницы, патрулирования лесов. Но в России она находится в кризисе и не выполняет своих функций. В нашей стране в десятки раз меньше посадочных полос и пилотов, чем в других, даже небольших государствах, а малым предприятиям сложно получить разрешение на перевозку. Для возрождения отрасли надо снять административные барьеры и упростить процесс подготовки пилотов для малой авиации, сказал в интервью «Парламентской газете» вице-спикер Госдумы Владислав Даванков («Новые люди»).

Владислав Даванков: Пилотов для малой авиации можно обучить за полтора месяца
© Парламентская газета

- Владислав Андреевич, почему малая авиация в России пришла в упадок?

- Из-за невозможности исполнения отраслевых законов российская малая авиация уже более двадцати лет находится в состоянии комы и не выполняет свою транспортную функцию. Сейчас в России даже понятия малой авиации нет. Это клуб фанатов, которые, несмотря на все препоны, умудряются летать.

Малая авиация — это транспорт, развитие туризма, спорт. Небольшие самолеты могут быстро доставлять в больницы пациентов из отдаленных населенных пунктов, патрулировать леса для обнаружения пожаров и незаконных вырубок. Сейчас в России невозможно полететь в какие-то уголки страны, потому что нет промежуточных аэродромов, где можно заправиться. Не хватает пилотов для малой авиации, а посадочных полос меньше, чем в меньших по площади государствах.

Но главное препятствие для развития российской малой авиации — зарегулированность отрасли. И задача дебюрократизации абсолютно решаема. Для совершенствования законодательства в этой сфере мы создали рабочую группу в Госдуме.

- Недавно вы предложили упростить получение сертификатов летной годности для малых самолетов. Для чего это нужно?

- Это ускорит получение свидетельства летной годности. Считаю, что его должна выписывать организация, которая обслуживает самолет, и сама уведомлять об этом Росавиацию. Сейчас это делают через территориальные управления Росавиации, что замедляет процедуру.

Следует также отменить сертификацию на техническое обслуживание малых воздушных судов. Сейчас получить сертификат — дорого и требует большого количества согласований, зачастую приводя к коррупции. Считаю, что сертификация необязательна. Достаточно обязать организации, которые занимаются техобслуживанием самолетов, выполнять все технические работы в соответствии с руководством по летной эксплуатации. И необязательно всех специалистов держать в штате. Нужно дать возможность привлекать специалистов со стороны.

- Как привлечь в отрасль новых перевозчиков?

- Нужно разрешить малой авиации перевозки без регистрации эксплуатанта. Эксплуатантом становятся сразу после получения права собственности на самолет. Но сейчас, чтобы заниматься коммерческими перевозками, нужно дополнительно оформить еще и сертификат авиаэксплуатанта. Малым предприятиям пройти эту процедуру невозможно, так как она требует создания специальных служб, поддержание которых не окупается. Предлагаем отменить эту норму для малой авиации, особенно если речь идет о транспорте вместимостью менее десяти мест.

- В малой авиации не хватает пилотов. Разве их не готовят в авиационных вузах и училищах?

- Я не считаю, что частным пилотам нужно учиться 3-5 лет в вузе, чтобы подтвердить квалификацию. Но в России нет учебных центров для коммерческих пилотов. Нужно создать сеть таких центров, где бы готовили пилотов на небольшие самолеты. Время их обучения — от полутора месяцев.

- Кто войдет в рабочую группу по совершенствованию законодательства в отрасли и чем она будет заниматься?

- Межфракционная группа по развитию малой авиации начнет свою работу осенью. Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры уже поддержал эту идею. Представители трех других фракций направили своих депутатов, которые войдут в состав группы.

Мы будем разрабатывать и вносить изменения в воздушное законодательство для возрождения малой авиации как необходимого условия развития наших регионов. В ближайших планах — обратиться в Совет Думы с инициативой о проведении парламентских слушаний на тему «Развитие малой авиации как вида общественного регионального транспорта». В частности, мы обсудим возможность введения саморегулирования в коммерческих воздушных перевозках на легких воздушных судах. Можно делегировать отраслевым саморегулируемым объединениям государственные полномочия по сертификации типовых легких самолетов и их компонентов. Это международный опыт.