Туристическая инфраструктура, часть первая: новые игроки, новые возможности, новые деньги

По итогам 2022 года внутренний туристический поток в России может превысить 12 млн человек, подсчитали специалисты Россельхозбанка*. А к 2025 году, по их прогнозам, только экологический турпоток на заповедных и сельских территориях вырастет до 20-22 млн человек в год, что уж говорить о сверхвостребованных морских курортах или традиционно популярных экскурсионных поездках.

Туристическая инфраструктура, часть первая: новые игроки, новые возможности, новые деньги
© BFM.RU

Подобные темпы развития внутреннего туризма заставляют игроков сферы real estate внимательно следить за тем, что происходит на туристическом поле. Тем более что многое из там происходящего имеет к рынку недвижимости самое непосредственное отношение. Вот лишь некоторые из новостей последнего времени.

В ближайшие три года 16 российских регионов — Адыгея, Алтай, Бурятия, Карелия, Краснодарский край, Камчатский край, Тверская и Иркутская области и ряд других — получат 24,2 млрд рублей в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Распоряжение о распределении федеральных средств подписал председатель правительства Михаил Мишустин. Из общей суммы более 3,4 млрд рублей будут выделены в 2022 году, 10,6 млрд рублей — в 2023 году, 10,1 млрд рублей — в 2024 году. Субсидии предоставят на создание инженерной и транспортной инфраструктуры для развития туристических кластеров, что поможет компенсировать затраты инвесторов.

Параллельно Ростуризм в рамках реализации мер национального проекта по туризму открыл прием заявок на конкурс региональных проектов по обустройству туристических центров городов. Задача — поддержать регионы в создании удобной городской среды, доступно объединяющей ключевые объекты притяжения и места для отдыха.

«Атмосферные городские путешествия занимают второе место по популярности после пляжного отдыха. Сегодня города — отдельный, самодостаточный туристический продукт, который необходимо адаптировать под запросы современного туриста. При этом важно не просто создать удобную навигацию, пространства для отдыха, обустроить смотровые площадки, санитарные зоны, но и объединить туристические объекты единым дизайн-кодом, который необходимо интегрировать деликатно, с бережным отношением к культурному наследию, подчеркивая целостность и характер каждого города независимо от размера. Условия для комфортного отдыха позволят не только увеличить число туристов в городе, но и поддержать малый и средний бизнес, создать новые возможности для досуга самих горожан. В рамках нацпроекта мы впервые запустили такую меру поддержки отрасли, которая направлена на обустройство туристической среды в популярных местах отдыха. Благодаря текущему отбору уже в 2023 году будут поддержаны примерно 28 проектов», — заявила глава Ростуризма Зарина Догузова.

Улица Баумана

центральная пешеходная улица в Казани. Фото: Егор Алеев/ТАСС

На конкурс будут приниматься проекты, реализация которых запланирована в 2023 году. Каждый субъект РФ сможет подать не более двух заявок от муниципальных образований с численностью населения от 5 тысяч до 2 млн человек. Обязательным условием является наличие кварталов исторической застройки на площади до 100 гектаров с объектами туристического притяжения, а также утвержденные границы туристического центра города.

Как отмечают в Ростуризме, полученные деньги можно будет потратить на обустройство навигации для туристов, элементы уличной инфраструктуры для комфортного и безопасного передвижения, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья, создание туристско-информационных центров, обновление вывесок и рекламно-информационных конструкций, архитектурную подсветку фасадов зданий, создание фотозон и смотровых площадок, оснащение площадок и мест проведения праздничных городских ярмарок.

Все заявки будут рассмотрены конкурсной комиссией. В перечне критериев отбора — обоснованность выбора территории туристического центра города, значимость представленных мероприятий для туристов, прогноз роста турпотока, создание популярных мест для посещения жителями и туристами, создание условий для работы малого и среднего бизнеса, а также показатели развития туризма на заявленной территории. Результаты конкурса будут объявлены уже в конце июля 2022 года.

Конечно же, многие туристическо-недвижимые разговоры последнего времени крутились вокруг решения правительства освободить ряд туробъектов от налога на добавленную стоимость на ближайшие пять лет. На днях Михаил Мишустин подписал постановление об утверждении правил ведения реестра таких объектов, который сформируют в электронном виде (отвечать за его ведение будет Ростуризм). В реестр попадут гостиницы и другие объекты размещения, введенные в эксплуатацию после 1 января 2022 года, в том числе после реконструкции.

Как напоминает официальный правительственный портал, решение о введении нулевой ставки НДС для инвесторов, которые строят, предоставляют в аренду и управление туристические объекты, было принято в марте. Эта мера направлена на стимулирование обновления и развития туристической инфраструктуры.

Кстати, насчет стимулирования и обновления: в Москве, в Серебряническом, должна появиться первая гостиница, построенная по концессии за счет инвестора*. «Правительство Москвы объявило конкурс по выбору инвестора, который реконструирует здание 1840 года постройки под гостиницу и сможет его эксплуатировать в дальнейшем. Проект будет реализован за счет победителя. При этом право собственности на объект соглашения принадлежит и будет принадлежать Москве. Срок концессии составит 49 лет», — поясняет заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Москва. Серебрянический переулок. Фото: Ирина Овчинникова/Фотобанк Лори

По условиям конкурса у концессионной гостиницы после реконструкции должно быть минимум три звезды. Предполагается, что инвестор в течение максимум двух лет выполнит работы по проектированию, проведет реконструкцию объекта. Если участники конкурса предложат сократить ремонтные и восстановительные работы, это положительно повлияет на коэффициент, применяемый при подсчете баллов заявителей.

«Помимо реконструкции будущий инвестор оснастит объект новым оборудованием, инвентарем и мебелью. Впоследствии он будет оказывать в здании гостиничные услуги. Кроме того, концессионер будет поддерживать его в надлежащем состоянии, проводить за свой счет текущий и капитальный ремонт, осуществлять расходы на содержание. Москва в свою очередь передаст инвестору капитальный объект недвижимости в Таганском районе», — поясняет руководитель столичного департамента инвестиционной и промышленной политики Владислав Овчинский.

Важно заметить, что при проведении конкурса значимыми параметрами оценки участников станут срок реконструкции, размер концессионной платы, архитектурное и конструктивное решение по видоизменению объекта. Конкурс будет проводиться в два этапа: на первом будут отобраны участники, а на втором — выбран победитель.

А в Россельхозбанке особую ставку делают на развитие глэмпингов — высокобюджетных (гламурных) кемпингов, обеспечивающих проживание на природе в условиях повышенного комфорта. Это экотуристическое направление получило официальный статус в России в 2016 году, и, по подсчетам Россельхозбанка, к 2025 году из 20-22 млн человек, которые выберут для отдыха сельские и заповедные территории, не менее 10% будут останавливаться именно в глэмпингах. В итоге, если по состоянию на начало 2022 года в стране насчитывалось около 230 глэмпингов, к 2025 году их может быть уже до 500, а доходы от глэмпинг-туризма составят до 5 млрд рублей.

«Предпосылками для активного развития глэмпинга станет наличие уникальных природных мест в России, не освоенных туристической индустрией, а также небольшая насыщенность рынка при постоянно растущем спросе на такой вид отдыха, а потому небольшая конкуренция. Кроме того, для предпринимателей привлекателен более низкий порог входа в бизнес и быстрая окупаемость по сравнению с классическим гостиничным бизнесом», — отмечает руководитель направления Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова.

По данным агрегатора агротуризма Россельхозбанка «Свое. За городом», самыми популярными глэмпинг-направлениями за первое полугодие 2022 года стали Крым, Московская область, Тверская область и Республика Марий Эл. Проживание в глэмпингах именно в этих регионах чаще всего интересует посетителей платформы.

Наконец, интерес рынка недвижимости к туристическому сегменту привел к созданию в рамках Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) экспертного совета по туристским кластерам*. По мнению экспертов РГУД, при всем огромном туристическом потенциале страны «на сегодняшний день нет единой системы туристских кластеров федерального и регионального уровня, отсутствуют единая понятийная и нормативно-правовая базы, обеспечивающие эффективное функционирование данного сегмента, что в свою очередь препятствует созданию качественных проектов для экономического каркаса комплексного развития территорий и реализации стратегии развития туризма в РФ».

На базе нового экспертного совета, председателем которого стала основатель консалтинговой компании «Новация» Илона Толстоухова, будет создана единая федеральная площадка для разработки методологии, технологии, экспертизы и трансляции лучших практик, качественного взаимодействия всех участников рынка туристских кластеров для реализации проектов и обмена опытом. Как отмечает вице-президент, исполнительный директор РГУД Елена Бодрова, проекты по созданию туристско-рекреационной инфраструктуры востребованы инвесторами, поэтому ключевые задачи экспертного совета — это сбор и систематизация лучших практик для их масштабирования в регионах России.

Впрочем, пока рассуждения о туристическом развитии страны и участии в этом процессе игроков рынка недвижимости выглядят неполными, потому что в них еще ни разу не прозвучало словосочетание «курортная недвижимость». А эта тема сегодня требует самостоятельного разговора.

* Есть в распоряжении Business FM