Кто должен содержать и охранять «невъездных» иностранных пассажиров в российских аэропортах?
Обновлено в 14:30
Авиакомпании попросили Минтранс отменить новые правила пропуска пассажиров через госграницу, которые ведомство утвердило в конце марта с указанием, что ответственны за них перевозчики. Но те говорят, что у них нет таких полномочий, и настаивают, что охрана пассажиров в аэропорту — дело погранслужбы ФСБ. При этом в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта говорят, что ограничивать свободу передвижения таких граждан авиакомпания не может, а привлечение охраны просто не предусмотрено.
Газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в Минтрансе пишет, что формально в России четко никогда не было определено, кто и за что должен платить: «Перевозчики всегда брали на себя обратный билет, остальное — по договоренности с аэропортами». Это подтвердили в «Уральских авиалиниях» и «Пулково». При этом в зоне международных вылетов аэропорта есть отдельные помещения для невъездных мужчин и женщин. Комментирует директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин:
Сергей Никотин директор Международной ассоциации аэропортов «Как правило, за это отвечают авиакомпании, которые доставили пассажира и как бы отвечают в случае каких-то проблем за то, чтобы он был возвращен в страну пребывания, откуда он прилетел в Россию, но при этом аэропорты всегда готовы в этом плане авиакомпании оказать определенную поддержку, услугу. Каким образом будет распределяться между аэропортом и авиакомпанией решение этих вопросов, зависит от их договоренности. При этом стоимость перевозки возврата такого пассажира всегда была за авиакомпанией. А что касается его пребывания в терминале аэропорта, тут уже вопрос, во сколько это обходится: его ночлег, создание нормальных, человеческих условий, питание, какие-то вопросы обеспечения транспортной безопасности и прочие вещи. В данном случае это должно решаться по согласованию. При этом, насколько я знаю, проблем, которые бы говорили о том, что наша ассоциация должна в сложившуюся ситуацию вмешаться, как бы отстаивая, но мы-то отстаиваем интересы аэропортов. Со стороны аэропортов никогда не возникало проблем, что взаимоотношения с авиаперевозчиками в данном вопросе не позволяют выйти на оптимальные решения, по крайней мере для аэропортов, поэтому ситуация достаточно простая и она должна решаться чисто на основе договора».
Однако чаще всего платить за невъездных приходится перевозчикам, но жить такой пассажир будет в транзитной зоне, говорит гендиректор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев:
Виктор Горбачев генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации «В принципе, это ложится уже на плечи аэропорта, если уж пассажир сюда прибыл, потому что авиакомпания заключает договор с пассажиром только в тот период, когда происходит какое-то их действие, то есть они продали билет, привезли, и на этом заканчивается договор, это вот билет. А дальше уже проблемы принимающей стороны. Кто тебя принимает? Аэропорт. Значит, аэропорт уже дальше и мучается с этими пассажирами. Это решается на уровне МИД, куда девать этого человека. С какой стати авиакомпания должна платить за человека, которого она привезла? Я понимаю, когда задержка идет рейса или еще что-то, авиакомпания должна накормить, напоить и если длительная задержка, то обеспечить проживание в гостинице, но это уже вина авиакомпании. А если она выполнила свою часть, перевезла пассажира, дальше уже решает аэропорт. К сожалению, это так. Между прочим, во всех аэропортах мира такая система, никуда не денешься. Аэропорт не бросит человека, не будет он там голодать неделями, обеспечат его, но не обеспечат его гостиницей, он будет жить здесь, в транзитной зоне».
Сами аэропорты часто не хотят нести расходы и постфактум выставляют перевозчикам счета за содержание невъездных. А часть крупных аэропортов, по словам источников «Коммерсанта», и вовсе трактуют новые требования «как возможность заработать». Так, аэропорт «Внуково» в июне уведомил руководителей авиакомпаний о новой услуге по содержанию невъездных — 2 тысячи рублей в сутки без учета питания и НДС. В авиакомпаниях говорят, что сейчас это обходится им в три-четыре раза дешевле.