Войти в почту

Где отдыхать? У туристов в этом году сложный выбор

Приморский край в этом году могут посетить 2,8 млн туристов, что на полмиллиона больше, чем в 2021 г., сообщил зампред правительства региона Николай Стецко. Как турбазы готовятся к серьезному наплыву?

Где отдыхать? У туристов в этом году сложный выбор
© Konkurent.ru

Ассоциация туроператоров России (АТОР) изучила предпочтения организованных туристов (клиентов туроператоров) на три летних месяца 2022 г. Анализировались данные состоявшихся продаж турпакетов (с перелетом) и размещения в отелях (без перелета) по России и в зарубежных странах с датами заездов 01.06.2022 г. – 31.08.2022 г. Так, на июнь у туроператоров приходится около 60–65% всех бронирований на лето за рубеж, около 25% – на июль, на август – только 10–15%. По курортам юга России структура несколько иная: июнь – 45% бронирований, июль – 35%, август – около 25%

В целом по рынку количество проданных турпакетов и размещения в зарубежных странах у туроператоров меньше на 18–20%, чем было год назад, в конце мая 2021 г. Спад в равной мере касается и России – закрытие аэропортов Крыма и ряда других аэропортов центра и юга России негативно влияет на продажи в целом. Куда теперь двинутся эти турпотоки? Эксперты говорят – в другие регионы, включая Приморье. Начало положено – этим летом, если верить владельцам турбаз, к нам поедут туристы из Сибири, с Урала и даже из Москвы и Санкт-Петербурга.

Более того, «группы туристов из Москвы и Санкт-Петербурга уже едут», говорит Евгения Белянина, генеральный директор туристической компании «Диалог народов». Разнообразие направлений по ценам, территориям, видам туризма дает уверенность туроператорам в том, что в этом году отрасль выйдет на доковидный уровень. «А в 2023-м и вовсе начнется туристический бум», – уверена Белянина.

Многие предприниматели пытаются уже сейчас нащупать «золотую жилу». Ирина Петрова, хозяйка базы отдыха «Шато Красный кот»: «Наконец к нам едут фактически со всей центральной России. Сейчас те, кто понимает перспективы развития внутреннего туризма, активно вкладываются в этот бизнес. Мы, в частности, планируем запустить новый комплекс, который увеличит сезонность, а также бассейн с подогревом. Далее планируем перейти на круглогодичную работу. И есть все шансы, что вложенные средства будут окупаться. Потому что количество желающих отдохнуть в Приморье, скорее всего, будет расти».

Александр Вильде, генеральный директор гостиничного комплекса «Теплое море» и аквапарка «Теплое море»: «Коронакризис и локдаун сыграли только на пользу нашему внутреннему туризму. За границу попасть стало сложнее, гости переориентировались на местный отдых, это дало толчок в развитии всех направлений, связанных с туристической деятельностью. И спрос в этом году повышенный. Мест на лето уже нет, сейчас активно бронируется осенний период».

Елена Терещенко, администратор апартаментов «Семь бухт» (с. Витязь): «Сейчас стало абсолютно понятно, что после ковида туризм, в частности базы отдыха, стал самым востребованным и самым быстро окупаемым видом бизнеса. У многих, в том числе и у нас, еще на майские праздники были забронированы все места. Это были выходные дни, люди стремились отдохнуть».

Людей не отпугивает даже тот факт, что вместе со спросом растут и цены,а инфраструктура в реальности остается допотопной: износ электрических сетей на юге Хасанского района достигает 90-95%, качество дорог, водоводов и коммунальных услуг соответствующее. «Мы подняли цены на 10% в связи проведенным ребрендингом номеров. В среднем номер на двоих у нас сегодня стоит 5 тыс. руб. в сутки», – указала Терещенко.

«Посуточная стоимость комфортабельного номера варьируется в диапазоне 9–12 тыс. руб. Жители Приморского края, приезжающие на отдых, как правило, останавливаются на базах отдыха на 2–4 дня, а гости, приехавшие издалека, бронируют номера не менее чем на 10 дней. Спрос – ажиотажный», – поясняет Евгения Белянина.

Впрочем, из-за дороговизны и слабой инфраструктуры Приморье может потерять туристов так же стремительно, как коллективный Запад вводит санкции против РФ. Галина Гомилевская, директор Международного института туризма и гостеприимства ВГУЭС, кандидат экономических наук: «Те компании, которые работали на внутреннем рынке, действительно сейчас себя очень неплохо чувствуют. Просто с учетом китайского рынка раньше у нас было «ну очень все хорошо», а сейчас стало «похуже». Что касается туротрасли с точки зрения инвестиционных вложений, в Приморье, к сожалению, слишком короткий сезон, поэтому, на мой взгляд, даже с учетом роста в этот короткий сезон турпотока вкладывать деньги в более качественные и, соответственно, более дорогие проекты все же рискованно. И сейчас у нас, в Приморье, много баз отдыха, но мало качественных. Обратите внимание, что хорошие локации с высоким уровнем сервиса и обслуживания забронированы с зимы. А на «плохие» люди и бесплатно не поедут.

Имеет значение и местоположение – Приморье расположено далеко от «остальной России». Я часто бываю в западной части страны, и реакция на Владивосток практически везде одинакова: всегда это легкий шок и представление, что Владивосток – это «холодно, но интересно». И если рассуждать о продвижении Дальнего Востока в разрезе привлекательности для туристов, то в России в целом сейчас возникают проблемы с системами бронирования, агрегаторами, соцсетями. Когда позиционирование региона уже достаточно устойчиво, то «продвигать» его, как мне кажется, проще. Но когда нужно делать прорывные шаги, это всегда сопряжено с большой проблемой. Приятно, что сегодня активно развиваются новые форматы. Например, глэмпинг, который не привязан к сезонности. Он мог бы стать отличной альтернативой отдыха и в части мобильности, и по стоимости. Но пока у нас это направление не развито».

Лариса Смирнова, коммерческий директор московской компании «Круизный дом», рассказала, что интерес к любому туристическому направлению всегда возникает по нескольким параметрам. Первое – как добраться. Здесь играет большую роль время и цена. Второе – гостиничный сегмент. Люди, как правило, хотят даже «в тайге» ощущать цивилизацию и комфорт.

Лариса Смирнова: «Полноценный отдых, как правило, у всех ассоциируется с экскурсиями, санаторно-курортным лечением, детским отдыхом. Вот в разрезе всего вышеперечисленного у туристов из центральной России нет четкого понимания, что им делать в Приморском крае. Понятно, что Кавказ воспринимается как «здравница и житница». Камчатка – потрясающая природа, вулканы, рыбалка. А с Приморьем нет четкой ассоциации. У туристов возникает масса вопросов: если это отдых на море, то почему у вас нет большого количества отелей с хорошей инфраструктурой, таких как в Корее, Таиланде? Например, я в Приморье не знаю ни одного люксового комплекса, который был бы привлекателен для богатых туристов. Тех, кто мог бы позволить себе девятичасовой перелет на «край света» за достаточно немалые деньги. Но вопрос: зачем им сюда лететь?

Стремление туристов на Мальдивы объяснений не требует. И, несмотря на сложный перелет в 15 часов, а также стоимость билетов по 1,5 тыс. евро, самолеты туда битком забиты. А все потому, что люди четко понимают, зачем они туда летят. В Приморье необходимо разбивать отдых по целевым аудиториям. Для каждого туриста должно быть очевидно – что он тут получит, конкретно, а не абстрактно, по типу «море – природа – тайга». Общих понятий мало. Нужна конкретика: в каком отеле он будет жить, какие экскурсионные программы ему доступны, что получит в плане гастрономии – кстати, здесь вам не мешало бы вообще четко определиться, например, сделать фишкой региона мидии, или ракушки, или симбиоз российской и азиатской кухни. Кроме того, нужны субсидированные чартерные рейсы из центральной России на Дальний Восток с фиксированной ценой билета. Потому что обеспеченные туристы к вам массово не поедут из-за более интересных альтернатив за границей либо в других регионах страны, а средний сегмент крепко задумается: стоит ли тратить кучу денег и времени на авиаперелет в регион, который для его понимания является «котом в мешке». Приморью нужны конкретные туроператоры с конкретными предложениями».