Остров Островского. Станет ли музей-заповедник "Щелыково" более доступным для туристов

Александр Островский писал про свое имение Щелыково в Костромской губернии, что если бы оно было подле Москвы или Петербурга, то его сравнивали бы с лучшими местами Швейцарии и Италии. Заповедное Щелыково, где создан мемориальный музей прославленного российского драматурга, и сегодня отличается удивительной красотой природы; и по-прежнему остается труднодоступным для тех, кто хотел бы ненадолго заглянуть туда, выбравшись из больших городов.

Остров Островского. Станет ли музей-заповедник "Щелыково" более доступным для туристов
© ТАСС

Как сделать его хоть немного ближе для миллионов российских туристов, путешествующих по своей стране? Об этом приходится думать сотрудникам государственного музея-заповедника, где сегодня вовсю идет подготовка к 200-летию со дня рождения Островского. Отмечаться юбилей будет в следующем году.

"Праздник состоится при любой погоде", — шутит новый директор Государственного мемориального музея-заповедника "Щелыково" Анна Родионова, поглядывая в окно, за которым сыплет мелкий дождь. Однако посетители нужны ей не только в праздничные, но и в самые обычные дни. Чуть позже удалось поговорить о том же с заместителем губернатора Костромской области Юрием Маковым, рассказавшим, во что вылилась идея создания в Островском районе, где находится Щелыково, культурно-туристического кластера.

Пустите переночевать

Проблема доступности касается и других сохранившихся у нас "литературных усадеб" — немногочисленных, а потому абсолютно бесценных. Если в толстовскую Ясную Поляну, чеховское Мелихово или тютчевское Мураново благодаря их относительной близости к столице добраться несложно, то отправиться в тургеневское Спасское-Лутовиново, что в 62 км от Орла, или в Щелыково, расположенное в 120 км от Костромы, — это уже целое дело. А что уж говорить о лермонтовских Тарханах (100 км от Пензы, куда поезд из Москвы идет больше десяти часов) или пушкинском Болдине (около 200 км от Нижнего Новгорода).

Когда проезжаешь сквозь костромские деревни, где по-прежнему встречают тебя серые, иногда полузаброшенные избы, то хочешь не хочешь, а вспоминается некрасовское:

А там, во глубине России, —

Там вековая тишина.

И где там остановиться "внутреннему туристу"? Если в Пушкинском заповеднике в Псковской области еще сделали пару-тройку отелей и гостевых домов, то в других местах их просто не найти. Например, на территории того же Щелыкова действует санаторий Союза театральных деятелей (СТД), но большинство путевок туда распределяется по социальным программам, и купить их весьма непросто.

Исторические усадьбы (к "литературным" добавим еще "музыкальные" и "художественные", вроде рахманиновской Ивановки на Тамбовщине или Поленово в Тульской области) — это наше национальное достояние, уж простите мне некоторый пафос. Понятно, что надо не только их сохранять, но и делать так, чтобы там смогло побывать как можно больше людей, в том числе детей и подростков, которыми наглядная демонстрация истории и культуры воспринимается порой куда лучше, чем книжная.

Надо признать, сделано для этого за последние годы в России немало — и Министерством культуры, и местными властями, и силами самих музеев, где трудятся настоящие подвижники и энтузиасты. Тем не менее, объездив большую часть этих мест, не могу избавиться от ощущения, что все они остаются пока на нашей литературной и исторической карте этакими обособленными островами, манящими к себе своей духовной красотой и богатством, но зачастую лежащими вдали от наезженных путей. Такое впечатление осталось и после недавней поездки в Щелыково.

Интернет для дворянской усадьбы

В течение полутора часов нашего разговора с Анной Родионовой, заступившей на должность директора лишь 9 февраля этого года, слово "дорога" звучало чаще других. С дороги все начинается, на ней все может и закончиться.

Родионова считает "транспортную недоступность" этих мест одной из главных проблем, а ее решение представляется предельно простым и одновременно сложным: надо обеспечить Щелыково хорошими подъездными путями, но на это нужны деньги.

По территории Костромской области, в чем самому удалось убедиться, проложены вполне хорошие дороги. Особенно если сравнивать с теми, что были здесь лет тридцать назад, когда впервые мне довелось побывать в этих краях, то это небо и земля. Но от Костромы, как ни старайся, в гости к Островскому меньше чем за два часа не доберешься. А значит, и туристов с круизных теплоходов, идущих по Волге и останавливающихся у костромских причалов, туда не отвезешь — времени не хватит. А вот из Кинешмы (по численности населения и промышленному развитию это второй город региона), от которой до Щелыкова в четыре раза ближе, такие поездки вполне можно было бы наладить.

Можно, если бы не дорога. "Водители туристических автобусов просто отказываются ездить к нам из Кинешмы", — рассказал сотрудник музея Валентин Вакулин, коренной москвич, ставший за многие годы коренным щелыковцем.

"Ямочный" ремонт дороги из Кинешмы, проходящей по территории соседней Ивановской области, ожидается в нынешнем году, капитальный запланирован на 2023 год. "К юбилею вряд ли успеют", — вздыхает Родионова.

К юбилею Островского директору хочется решить и другие проблемы, в том числе сделать современный сайт музея (как сделали, например, в Ясной Поляне и Спасском-Лутовинове) и добиться, чтобы Щелыково наконец обеспечили стабильным высокоскоростным интернетом. "Ждем технических предложений от "Ростелекома" по оптимизации расходов на это, написали им письмо", — рассказывает Родионова.

Конечно, сотрудники музея ищут и другие способы привлечь туда побольше людей — стараются расширить линейку развлекательных мероприятий, сохранить Щелыково как место творческих театральных резиденций, разнообразить экскурсии, в том числе для самых юных посетителей. "Дни дворянской усадьбы" с элементами костюмированного представления явно интереснее для школьников, чем учебник или традиционный рассказ экскурсовода. Определенные надежды возлагаются на создание щелыковского филиала в Костроме, который должен послужить популяризации самого музея-заповедника.

За чей счет кластер?

После президентского указа о праздновании 200-летия со дня рождения Островского оргкомитет во главе с вице-премьером Татьяной Голиковой еще год назад утвердил план основных мероприятий, в котором оказалось 68 пунктов. Разбитые на пять тематических блоков, они должны осуществляться по трем основным направлениям: по линии Малого театра, музея-заповедника "Щелыково" и Союза театральных деятелей.

Отдельно было дано поручение Минкультуры совместно с губернатором Костромской области и СТД представить предложения по созданию в Островском районе культурно-туристического кластера. Иными словами, совокупности объектов, направленных на привлечение туристов: гостиниц, кафе и ресторанов, мест развлечения и досуга.

"Идея жива, но ее реализация продвигается медленно", — признается замгубернатора Юрий Маков, добавляя, что вопросы, связанные с созданием кластера, прорабатываются. Главный из них, судя по всему: за чей счет будут строиться новые и модернизироваться уже существующие объекты?

"Администрация области готова делать все, что касается инфраструктуры, в том числе строить и ремонтировать дороги", — заверяет Маков. Однако если речь идет о сооружении какой-то гостиницы, то здесь надо искать инвесторов, и заниматься этим также должны музей и СТД. Развитие туризма, безусловно, ведет к пополнению областного бюджета, но в самом бюджете лишних денег нет. "Нам надо еще школы и больницы строить", — напоминает замгубернатора.

Концепция историко-туристического кластера в Островском районе еще будет дорабатываться. А пока от некоторых первоначальных планов, в том числе воссоздания исторической деревни Субботино и строительства там гостевых домов для туристов, пришлось отказаться. Ждет своего решения вопрос о том, будет ли создана рядом с музеем-заповедником рекреационная зона с летним театром, детскими качелями-каруселями и спортплощадками (есть проект, выполненный студентами Костромской сельскохозяйственной академии). В то же время продолжится благоустройство щелыковской территории, включая ремонт аллей, дорог, парковок, а также строительство автодороги в соседнее село Николо-Бережки, где рядом с храмом святителя Николая находится могила Александра Островского.

Драматург родился в Москве 31 марта (12 апреля) 1823 года, а умер в своем рабочем кабинете в Щелыкове 2 (14) июня 1886-го. Правда, как рассказывает Анна Родионова, ранней весной в этих местах такая распутица, что памятные дни Островского в музее-заповеднике по традиции устраивают не в марте-апреле, а в июне, когда и добраться туда гораздо легче, и праздник под открытым небом организовать сподручнее. Есть в этом некоторая несправедливость, но ничего не поделаешь — издержки нашего климата.

Но опять мы возвращаемся к вопросу о путях-дорогах, без которых — что весной, что в начале лета — ни в Щелыково, ни в какое другое место туристу не добраться (если только это не любитель пеших походов или вездеходов). И количество посещений музея-заповедника с прошлогодних 45 тыс. без этого вряд ли увеличится. Музей, конечно, заинтересован в гостях, это его реальные доходы, которые можно пустить на развитие и лучшее сохранение памяти о драматурге.

Когда я писал этот текст, то на ленту ТАСС пришло сообщение, что правительство России дополнительно направит более 8,3 млрд рублей на строительство дорог в семи регионах, в том числе в республиках Мордовия и Татарстан, Астраханской, Калининградской, Ленинградской и Пензенской областях, а также Санкт-Петербурге. Подумалось: хорошая новость. Добираться из одного места в другое там будет быстрее и удобнее. Просто очень хочется, чтобы наши "литературные усадьбы", да и многие другие исторические места превратились из островов… хотя бы в полуострова.