РБК: совладелец «Внуково» спрогнозировал слияние авиакомпаний

Авиакомпании могут начать процесс слияния на фоне кризиса в отрасли, чтобы эффективнее использовать самолеты. Об этом сообщил совладелец аэропорта «Внуково» и авиакомпании «Азимут» в интервью РБК.

РБК: совладелец «Внуково» спрогнозировал слияние авиакомпаний
© BFM.RU

Авиакомпании-гиганты, такие как «Аэрофлот» или S7, объединяться, конечно, не будут, говорят эксперты. В первую очередь слияние выгодно для небольших перевозчиков так называемого второго эшелона.

Есть много вариантов, как это может произойти, но основных два. Во-первых, объединение юрлиц, когда один игрок поглощает другого, но это занимает много времени и усилий, потому что приходится переоформлять самолеты. Во-вторых, компании могут сохранить свой бренд и свои сертификаты эксплуатанта (они разрешают выполнять коммерческие перевозки) и начать летать по код-шерингу. Это значит, что компании договариваются выполнять рейсы вместе на одном маршруте. Например: первый перевозчик — «Аэрофлот» — берет на себя все коммерческие функции, в том числе продает билеты. Второй перевозчик — «Россия» — выполняет функцию оператора и непосредственно летит в место назначения. Это позволяет компаниям расширить географию полетов или увеличить их частоту, говорит авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин.

Илья Шатилин главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Условно говоря, у вас летают две авиакомпании Москва — Сочи и они друг с другом конкурируют. Нагрузка там и там, допустим, 60%, что ниже приемлемого уровня. Для рентабельности рейсов можно объединить, например, слот, оставить четыре частоты единой авиакомпании, соответственно, самолеты освободившиеся поставить на еще какие-то направления, которые сейчас у компании не освоены».

Код-шеринг позволяет использовать самолеты более эффективно. Это сейчас необходимо, потому что зарубежные лизингодатели требуют от российских компаний вернуть борта. По данным аналитической компании Cirium на конец марта, отечественные перевозчики уже вернули около 80 «подсанкционных» самолетов, более 400 пока остаются в стране. Причем авиакомпании, несмотря на неопределенность, продолжают выплачивать лизинговые платежи, но теперь планируют делать это в рублях.

Как пишут «Ведомости», десять перевозчиков, среди которых «Аэрофлот», «Победа», «Россия», S7 Airlines и Smartavia, уже открыли в банках рублевые счета типа «С». Они позволяют нерезидентам покупать и продавать иностранную валюту за рубли. То есть авиакомпании будут перечислять на эти открытые в России счета деньги в рублях по курсу ЦБ на день платежа, но забрать их в свой зарубежный банк лизингодатель не сможет из-за санкций. В сложившейся нестандартной ситуации речь идет не о законности, а о том, смогут ли партнеры договориться о новых условиях, отмечает старший партнер ФБК Legal Александр Ермоленко.

Александр Ермоленко старший партнер ФБК Legal «Соответствие исполненного, того, о чем были договоренности вначале, его степень могут по-разному оценивать, то есть наши говорят: «А как нам еще заплатить?» А иностранцы могут говорить: «Слушайте, мы же ведь деньги не можем забрать из России, во-первых. Во-вторых, эти деньги не в той валюте, в которой мы договаривались. И поэтому то, что вы считаете исполненным, мы исполненным не считаем». Стало быть, в отношении всего, что окажется за рубежом, то есть вне контроля, вне юрисдикции РФ или каких-то «дружественных» стран, невозможно быть уверенными, что эти самолеты не заберут по каким-то другим обязательствам. Иностранцы будут считать, что они не получили деньги, дальше они будут обращаться в те суды, которые предусмотрены договорами. Наверное, это наиболее вероятно».

Пока деньги будут накапливаться на счетах арендодателей, а забрать средства они смогут, когда ослабнет напряжение в политике. Как отмечают эксперты, бизнес при желании всегда сможет договориться, но пока за границу на арендованных самолетах лучше не летать.