Небо, самолет, девушки: в Саудовской Аравии совершен исторический рейс с полностью женским экипажем

Настоящий прорыв на этой неделе совершила Саудовская Аравия. Впервые в истории королевства авиакомпания сделала полет с полностью женским экипажем на борту. Для мусульманской страны случай, конечно, уникальный! Подробности исторического полета узнал обозреватель «МИР 24» Дмитрий Барбаш.

Небо, самолет, девушки: в Саудовской Аравии совершен исторический рейс с полностью женским экипажем
© Мир24

На их хрупкие плечи выпал исторический рейс. Два летчика и пять бортпроводниц. Командир воздушного судна – 23-летняя Яра Ян – самый молодой пилот в стране. Еще вчера Саудовская Аравия была закрытая в прямом смысле страна. А сегодня на передовицах мировых газет. Хотя девушки в королевстве летают уже восемь лет. «Когда мой инструктор сказал: «Сегодня ты полетишь в правом кресле», я разволновалась. И в то же время я начала понимать, что моя мечта сбылась. У меня на глазах выступили слезы», – рассказала пилот гражданской авиации Ясмин Аль-Маймани.

Небо девушкам подарила государственная программа Vision 2030. Стратегия развития страны предусматривает снижение зависимости от нефти и развитие других секторов экономики, в том числе туризма.

«Это новое направление гендерной политики, политики мягкой силы, которое идет в общем русле постепенного открытия Саудовской Аравии внешнему миру. Совсем недавно был снят запрет на посещение страны туристами, и когда будут видеть женские экипажи, это будет привлекать и больше туристов», – сказала доцент факультета мировой политики МГУ им. М.В Ломоносова Наталья Пискунова.

Королевство Саудовская Аравия – исламское государство, где строго соблюдаются законы шариата. До последнего времени для женщин было много запретов: работать, учиться, кататься на велосипеде, заниматься спортом. Даже одной выходить на улицу и то было нельзя.

«Опекуном мог быть отец. Если его нет, то ближайший родственник отца, это мог быть ее собственный сын. В некоторых тяжелых случаях мог быть ее внук, который решал, куда бабушке ехать, может ли она получить банковскую карточку», – рассказала Пискунова.

После теракта во Всемирном торговом центре 11 сентября 2001-го во всем мире начали критиковать исламский фундаментализм. Девять из 11 террористов были саудовцами. В 2005-м к власти в стране пришел король Абдалла, и сразу начались реформы. Женщины получили больше прав, в том числе участвовать в выборах и водить автомобиль.

«Это так прекрасно – водить машину, садиться за руль, когда тебе это надо. Меня поддерживала семья. Мои близкие считают, что разрешение управлять автомобилем – неизбежное решение», – сказала жительница Эр-Рияда Наваль Барадж.

Теперь женщины могут поступать в университет, устраиваться на работу и одни выходить на улицу (согласия мужчины больше не надо), а также служить в армии и полиции.

«Сейчас женщины работают, водят автомобили, занимают любые должности. Меня спрашивали про спорт, армию. Сейчас девочки летают на самолетах, они хотят доказать, что были достойны, что они могут. И сейчас много успешных девочек и женщин на высокопоставленных должностях», – отметила дизайнер, блогер Карина Комиль.

Саудовская Аравия открывается. В прямом смысле. Женщинам необязательно носить никаб, закрывающий лицо, и надевать абайю, национальное платье с длинными рукавами.

«Одеваться нужно скромно, я не могу позволить себе надеть короткую юбку и пойти в общественное место», – добавила Комиль.

Но полной свободы женщинам Ближнего Востока так и не дали. Только с согласия мужчины можно отрыть счет в банке и сделать медицинскую операцию. А еще опекун одобряет кандидатуру жениха. Личная жизнь представительниц прекрасного пола – тайна за семью печатями.

«Есть огромные штрафы за нарушение частной жизни, даже тюремный срок», – сказала Карина Комиль.

Анна Лозовская уверена: в небе главное не гендерные, а профессиональные качества. Это в кино сел и взлетел. На деле только в одной кабине – сотни кнопок и переключателей. И все нужно запомнить. Это не швейная машинка, и даже не автомобиль. В роли командира воздушного судна она впервые поднялась в небо еще в 2014-м и считает, что в полете нужны мужчины, которые подставят крепкое плечо.

«В случае отказа гидравлической системы тяжесть на штурвал будет порядка 50-100 кг. В этом случае мужчина справится лучше. Среди одних женщин взаимопонимание, конечно, есть до определенного момента. Пока не начинаются какие-то склоки. Женщины они такие: где-то зависть, у кого-то юбка круче», – отметила командир воздушного судна «Якутия» Анна Лозовская.

Да и женские экипажи уже не редкость. Поэтому впору менять слова известной песни: «Первым делом, первым делом – самолеты. Ну, а девушки? А девушки – потом».