Даунхилл на велосипеде с горы — экстремальный спуск на велосипеде, основы и приёмы от эксперта

Иван Кунаев считает, что даунхилл затягивает атлетов так, что уже невозможно остановиться.

Даунхилл на велосипеде с горы — экстремальный спуск на велосипеде, основы и приёмы от эксперта
© Чемпионат.com

Для одних людей велосипед – это средство передвижения от работы до дома, а для других – возможность приятно провести время в парке. Некоторые рассматривают его как физическую активность, совмещая приятное с полезным, а есть те, кто поднимается с ним в гору, чтобы с ветерком скатиться вниз. Именно последние занимаются даунхиллом или, как ещё называют этот вид спорта, скоростным спуском на велосипеде.

Что такое даунхилл?

Даунхилл — это достаточно молодой вид спорта, появившийся в конце прошлого века, но уже заявивший о себе громко и уверенно. С каждым годом всё больше людей по всему миру приходят в этот спорт, так как скоростной спуск по ощущениям похож на катание на горных лыжах или сноуборде, но только летом.

Суть дисциплины заключается в максимально быстром спуске с горы на горном велосипеде. Всё время спортсмены несутся вниз по склону, прыгают на больших трамплинах, проезжают земельные виражи и различные контруклоны. Чтобы продолжить катание, после финиша атлету предстоит подняться обратно к месту старта любым возможным способом.

Каким должен быть велосипед?

Велосипеды для даунхилла хотя внешне и похожи на обычные горные, сильно от них отличаются по характеристикам и компонентам. В скоростном спуске используются только «двухподвесы», то есть велосипеды с амортизационной вилкой спереди и амортизатором сзади (отсюда и название).

Подвеска помогает райдерам безопаснее и комфортнее ехать по трассе с корнями, камнями и другими препятствиями. Хорошая подвеска значительно компенсирует удары во время встречи колёс с неровностями, поэтому ехать становится приятнее.

Рамы таких велосипедов значительно усилены, чтобы выдерживать возникающие нагрузки. В последнее время они изготавливаются из карбона и алюминия. Геометрия разрабатывается так, чтобы было комфортно на сильном уклоне. На некоторых участках он может достигать 50-60 градусов, там физически нельзя остановиться.

Тормоза — одна из самых значимых деталей. На этих велосипедах они мощные и надёжные, поскольку им приходится работать 90% времени спуска. Тормоза должны выдерживать большую нагрузку, не перегреваться от долгого нажатия. Поэтому они всегда гидравлические и многопоршневые. Довольно часто на колодках устанавливаются радиаторы для отвода тепла, а тормозные диски используются большого диаметра и с охлаждением. Чтобы торможение было эффективным, на даунхилльные велосипеды ставят мягкую резину, которая лучше врывается в грунт и эффективнее «держит повороты». У неё короткий срок службы: резина стирается за несколько дней активного катания.

Седло стоит низко и наклонено немного назад, чтобы было удобнее ехать стоя. Спортсмены этой дисциплины ездят только стоя.

Где можно кататься?

Для скоростного спуска нужно, чтобы было где кататься – наличие горы и подготовленных трасс, на чём кататься – соответствующий велосипед и защита, и то, на чём можно подняться обратно на старт после спуска – подъёмник. Лучше всего эти условия выполняются на горнолыжных курортах, которые летом открываются для велосипедистов.

В России сегодня проще всего кататься в Красной Поляне на одноимённом курорте. Там оборудовано множество трасс для начинающих, есть прокат велосипедов и защиты, а также хорошая канатная дорога.

Ещё есть байк-парки в Манжероке, Шерегеше, Даховской слободе, Архызе, на Банном озере и в Озёрске. Плюс существует множество локаций, где нет подъёмника, но построены интересные трассы. Например, в Крыму очень здорово кататься в Ялте и Алуште. Здесь сезон стартует в марте-апреле, когда на Кавказе ещё лежит снег, а подъёмы на старт осуществляются на машинах со специальными прицепами для велосипедов.

И одно из важных условий для начинающих — квалифицированные инструкторы. Не пренебрегайте их услугами. С ними катание, тем более если это первый опыт в горах, будет значительно эффективнее и безопаснее. В России организуются велолагеря, куда можно приехать прокачать свой уровень катания за неделю либо познакомиться с дисциплиной даунхилл.

А детям можно?

Нередко вижу малышей, которые с родителями катаются по трассам байк-парков Европы и России. Если ребёнку это нравится, а у родителей есть возможность часто бывать в горах летом, это очень круто. Главное – не торопить детей и не давить, как и во всём остальном.

Пробовать кататься можно начинать с 5-6 лет, но только под присмотром родителей или инструктора.

Что происходит с дисциплиной в России?

Именно как соревновательный спорт в России даунхилл замер лет семь назад и стоит на месте или даже сдаёт позиции. В мире — наоборот. А вот как любительский — шагает вперёд. Это заметно. Ежегодно всё больше людей в него приходит, что, конечно, очень радует.