Росфинмониторинг выявил новую схему мошенничества через туристический кешбэк

Росфинмониторинг разослал банкам письма с предупреждениями о мошенничестве. Суть схемы в том, что турфирмы оформляют фиктивные поездки на подставных лиц с картами «Мир», чтобы получить возмещение от государства, как стало известно РБК.

Росфинмониторинг выявил новую схему мошенничества через туристический кешбэк
© BFM.RU

Сначала мошенник оформляет карту, и на нее от турфирмы приходят деньги под видом возврата за отмененный тур, это, как правило, 200-400 тысяч рублей. Потом в течение одного-двух дней на эти средства покупаются несколько путевок у той же турфирмы, но в реальности никто никуда не едет. Позже на карту приходит кешбэк, посредник снимает наличные и передает их турфирме.

В конце апреля в Ростуризме заявили, что только с начала этого года программой воспользовались около 2,5 млн человек. При этом статистика перемещения на транспорте, особенно воздушном, показала худшие показатели с начала пандемии, отмечают эксперты. Видимо, несостыковка в цифрах и насторожила Росфинмониторинг.

В Центробанке предложили бороться с мошеннической схемой так: перечислять туристический кешбэк не после оплаты тура, а после заселения в гостиницу. Но это не поможет, говорит гендиректор туроператора Space Travel Артур Мурадян.

Артур Мурадян генеральный директор туроператора Space Travel «Можно сделать эту систему более бюрократизированной, чуть ли не как сейчас фотографируют при получении электронной подписи на фоне входа в отель с открытым паспортом, но я думаю, для тех, кто готов обойти систему, и это не станет преградой. Можно же участвовать в рамках своего региона и в любой день подъезжать в гостиницу и фотографироваться. А гостиницы могут один и тот же номер продавать с кешбэком и без кешбэка. Турист не приехал, и один и тот же номер можно продать пять-шесть раз. Если представить, что отель 100 номеров и период действия программы в продаже почти три месяца каждый этап, за каждый этап можно легко получить несколько сотен тысяч рублей».

Артур Мурадян отмечает, что периодические заявления об успешности программы туристического кешбэка вызывают у участников рынка грустную ухмылку, потому что людям раздают бюджетные деньги, но при этом никак не мотивируют сам бизнес: туроператоров, агентов, отели. И теоретически небольшие отели могут захотеть помочь себе самостоятельно. С крупными сетями все намного сложнее, особенно, если они участвуют в программе не сами, а через сторонние сервисы бронирования. Продолжает руководитель отдела бронирования гостиницы City Park Hotel в Сочи Екатерина Леонова.

Екатерина Леонова руководитель отдела бронирования гостиницы City Park Hotel в Сочи «У нас работает модуль бронирования через TravelLine, то есть это сторонняя компания, которая обслуживает наш сайт. Гость производит бронирование на нашем официальном сайте по полной стоимости, сразу же моментально оплачивает картой «Мир», далее через несколько дней, от трех до пяти, как правило, гостю возвращается кешбэк. После этого гость заезжает в свои даты и проживает. Со стороны отеля никаких манипуляций далее не ведется, то есть мы не подаем отчетность. Если бронирование прошло через официальный сайт, мы платим комиссию, в случае, если гость не заезжает или отказывается от бронирования, мы делаем необходимые пометки, опять через сайт это бронирование аннулируется, кешбэк возвращается обратно».

В письме Росфинмониторинг предложил банкам пресекать мошенническую схему еще на первом этапе, когда владелец карты получает деньги под видом возврата. По закону кредитные организации могут не проводить операции, если сомневаются в их законности. Такие сомнения могут возникнуть, например, если клиент перед возвратом не оплачивал путевку. Или поехал, скажем, в Сочи, но не провел там ни одной операции по карте. Банки могли бы специально нанять специалистов и отслеживать все финансовые потоки, чтобы находить мошенников, но тогда привлекательность программы кешбэка была бы под вопросом, считает младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский.

Вячеслав Путиловский младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» «Если они будут все досконально проверять и это займет время и затраты, это ударит по доверию к программе туристического кешбэка. Людям будет проще отказаться от соблюдения всех этих правил. Здесь вопрос в том, что если банк участвует в программе и там идет поток получателей кешбэка, то он получает эти деньги на какой-то срок и может ими пользоваться. Выгода банка состоит преимущественно в этом. А если юридические и комплаенс-услуги, которые банк будет вынужден предоставлять при проверке всех этих потоков, будут дорогими, они по экономическим причинам могут отказаться от участия в таких программах».

Но, как отмечают участники рынка, вряд ли власти будут сейчас как-то менять условия программы. К тому же свою главную задачу — стимулировать активность внутреннего туризма — она выполнила.