Анапская Клио Зоя Лемякина живет музеем

В далеком 1975-м в Анапе в процессе рытья котлована под строительство многоэтажного дома были обнаружены сенсационные артефакты – античные захоронения. Бесценная находка в мировой археологии получила название «Склеп Геракла». Случайно или нет, но именно в этом году, в сентябре, на должность директора Анапского музея была назначена Зоя Лемякина. Во многом благодаря ей главное на нашем курорте хранилище древностей обрело статус археологического музея-заповедника «Горгиппия». ЛИЧНОЕ ДЕЛО Зоя Николаевна Лемякина – историк, первый директор музея-заповедника «Горгиппия» с 1975-го по 1989 год. В настоящее время – старший научный сотрудник отдела археологии Анапского археологического музея – филиала Краснодарского государственного историко-археологического музея имени Е.Д. Фелицына. Ветеран труда, заслуженный работник культуры Кубани, автор свыше 30 научных работ по истории Горгиппии и Анапы, составитель буклетов «Археологический музей-заповедник Горгиппия», «Крестом отмеченные латы», «Мой путь земной как крест прими». В 2017 году отмечена благодарностью Министерства культуры Краснодарского края, удостоена звания «Духовное имя Кубани». Награждена двумя медалями «За выдающийся вклад в развитие города-курорта Анапа», медалью «Заслуженный ветеран муниципального образования город-курорт Анапа». В преддверии профессионального праздника – Международного дня музеев, отмечаемого 15 мая, мы встретились с Зоей Николаевной. Перед этой миниатюрной интеллигентной женщиной благоговеют все музейщики Анапы и Краснодарского края. Они называют ее «наша анапская Клио». Так в древнегреческой мифологии звали музу истории. Зою Николаевну как неутомимую исследовательницу знают и уважают в России и за рубежом. – А я ведь могла и не стать историком, потому что в детстве мои интересы были весьма распространенными, – призналась она. – Любила и продолжаю всю жизнь любить и музыку, и поэзию, и театр. Однако Леонид Константинович Панютин, преподававший историю в городской школе № 1, в которой я училась, привил любовь к своему предмету. Родилась Зоя в Таганроге. Будучи школьницей, в 1938 году переехала в наш город, к месту службы отца, морского пограничника Николая Евгеньевича Шарова. Он с отличием окончил в Москве высшие артиллерийские курсы «Выстрел», воспользовался правом выбирать место дальнейшей службы и перевез семью в маленькую курортную Анапу. Материалы о Николае Шарове хранятся в музее бывшей моршколы – Института береговой охраны ФСБ России. – В 1941-м началась война, – продолжила Зоя Николаевна. – Семьи военнослужащих, в том числе и нашу, эвакуировали в Куйбышевскую, ныне Самарскую область. Победу мы встретили в разрушенном Севастополе, а позже вернулись в Анапу. Потом была учеба в Ростовском госуниверситете. Когда получила диплом в 1959-м, предлагали работать в школе в Ростове-на-Дону, но еще во время студенческой педагогической практики я поняла, что учительский труд – не моя стезя. Куда больше меня привлекала археология, да и просто хотелось поехать домой. В конце 50-х выпускников вузов – молодых специалистов распределяли по всем регионам Советского Союза, где они обязательно должны были отработать несколько лет. Исключение делали для тех, кто получил специальный вызов. Оформить этот документ Зое помог легендарный педагог Анкелий Павлович Начар, возглавлявший одну из анапских школ. Так она вернулась в город своего детства, но свободных вакансий в анапском музее на тот момент не было. Пришлось несколько месяцев работать в музее Темрюка, куда она добиралась из Анапы в крытых брезентом пассажирских полуторках. Временные неудобства закончились, когда устроилась научным сотрудником в анапский музей, все экспозиции которого помещались в одном здании нынешнего отдела краеведения на улице Протапова, 1. Там был богатый экспонатами отдел природы, прекрасная лаборатория по изучению находок с морского дна и многое другое. Некоторое время ей довелось занимать должность директора тогдашнего анапского Дома учителя. Потом были восемь лет работы на родине мужа, в Волгограде. Музей обороны Сталинграда, в который устроилась работать Зоя Лемякина, стал для молодого специалиста хорошей школой профессионализма. Когда Зоя Николаевна вновь вернулась в наш город, ей предложили заняться изучением истории Анапы в период революции и Гражданской войны. Она вернулась в Анапу в 1975 году с большим багажом опыта, и тогдашние власти города пригласили Лемякину на должность директора анапского музея. – Александр Афанасьевич Салашин, бывший комиссар партизанского отряда, действовавшего в Анапском районе в годы войны и возглавлявший на тот момент музей, сказал: «Вот ей я передам ключи от музея», – с улыбкой вспоминает собеседница. С археологом, педагогом-историком, музейным работником Андреем Ивановичем Саловым Зоя Николаевна объездила весь Анапский район, знакомясь с местными природными достопримечательностями. Посетили все окрестные источники воды. Оказалось, что лучший в нашем районе расположен близ хутора Ханчакрак. У этого источника и сфотографировал Зою Лемякину Андрей Салов в 1961 году. Она с удовольствием попробовала воду на месте бывшей сельскохозяйственной усадьбы генерала Дмитрия Пиленко – деда Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой. По сей день, как только заходит разговор об этой нашей знаменитой землячке, голос Зои Николаевны приобретает особые благоговейные интонации. – В 1991 году мой коллега-историк анапчанин Николай Дмитриевич Нестеренко выступил с инициативой увековечить память Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой – матери Марии, – заметила Зоя Николаевна. – Так появился скромный памятник в форме креста у морпорта. В церемонии открытия памятного знака участвовали гости из Москвы и из-за рубежа, представители дворянства, казачий генералитет. С той поры я стала собирать материалы о матери Марии. С той поры она каждый год открывала для себя что-то новое в жизни и творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (Скобцовой). Эти открытия ложились в основу исторических публикаций, и научный сотрудник анапского музея Зоя Лемякина встала в один ряд с известными российскими и зарубежными исследователями жизненного пути нашей легендарной землячки. Зоя Николаевна установила переписку с проживающими за рубежом представителями рода Пиленко, с британским православным священником, протоиереем Сергием Гаккелем – исследователями жизни матери Марии. Зоя Лемякина помогла троюродному дяде матери Марии Сергею Владимировичу Пиленко приехать в Анапу в год 55-летия ее гибели в концлагере Равенсбрюк. Она списывалась с музеями и архивами, радуясь любой весточке, имеющей отношение к матери Марии. Стараниями Лемякиной и ее коллег в Анапском археологическом музее-заповеднике был создан мемориальный зал матери Марии «Возвращение на Родину». В его оформлении использовали работы лучших анапских художников – Платона Крутько, Вячеслава Котлярова, Юрия Ковальчука. Всем миром собирали экспонаты, постарались воссоздать интерьер гостиной рубежа XIX–XX веков. -–Каждый предмет в этой экспозиции наполнен особым смыслом, – подчеркнула собеседница. – Вот, к примеру, монашеское облачение, изготовленное для зала матери Марии и переданное в наш музей Пюхтицким женским монастырем Успения Пресвятой Богородицы. Обратите внимание на фотографии вышивки Богородичной ризы, которая была сделана матерью Марией в 30-е годы для облачения священника Покровской церкви на улице Лурмель в Париже Димитрия Клепинина, погибшего в концлагере Бухенвальд в 1944 году. Сегодня вопреки почтенному возрасту Зоя Николаевна продолжает работать. Она, по собственному ее признанию, буквально живет музеем и в музее. Эта удивительная женщина с богатейшим багажом знаний и феноменальной памятью остается для коллег примером страстного, преданного своему делу историка-исследователя и музейного работника.

Анапская Клио Зоя Лемякина живет музеем
© Анапское Черноморье