ГЭС, космодром, рудники: есть ли будущее у промышленного туризма в Приамурье?
Загордимся регионом?
Региональный эксперт по туризму и путешественник Роман Шабанов:
- Во-первых, это просто интересно - побывать на предприятии, куда тебя просто так никогда бы не пустили. Узнать, скажем, как делают конфеты, даже взрослому интересно - и вкус детства вспомнить заодно! И попробовать! Главное - дать гостям максимальную свободу в плане фотографий на производстве. Либо фотозону оборудовать. Потому что в наш информационный век, если ты не сфотографировался там-то, считай, ты там и не был!
А подержать кусок золота в руках: сколько весит 24 млн рублей? Надо видеть глаза людей в это время! Я точно не видел равнодушных. Или извлечение масла: вроде просто всё, но когда тебе ещё и вкусно расскажут об особенностях технологии - это затягивает. И сувениры обязательно, чтобы чувствовать сопричастность и к месту, и к работникам на объекте. На том же космодроме: вот здесь творится история, и я стал на миг её частью. Тем более что Восточный - один из немногих объектов такого рода, куда есть пропуск в составе делегаций. Как правило, в такие места ход закрыт без обсуждений.
Что важно - даже самим амурчанам интересно на всё это смотреть. Уверяю, все хотят съездить на космодром, прекрасно при этом понимая, что это не три копейки стоит! Это ведь и отношение к своей же области - начинаешь гордиться ею и тем, что в ней создаётся. В том числе на это и направлен промышленный туризм. Конечно, и имидж самих объектов нужно менять. У всех же космодром ассоциируется с разворовыванием бюджета при строительстве, наши ГЭС - с затоплением окрестных мест. А узнав истинный принцип работы объектов, человек станет более здравомыслящим.
Конечно, есть над чем работать в плане инфрастуктуры: в районе космической гавани и гостиницы нужны, и общепит специальный - туризм много чего за собой тянет. В конце концов, у нас можно одним большим туром или рядом маленьких ехать с севера на юг области, подключая и эко-, и этнотуризм - минимум неделю.
Людям хочется посмотреть что-то интересное. А сейчас, когда со всех сторон один мрак и ужас от мировой экономической лихорадки, мы вдвойне нуждаемся в положительных эмоциях.
Нужны события
Профессиональный путешественник Сергей Коренев:
- Услышав эту новость, я, честно, сперва не понял, о чём речь. Первая мысль: промышленность - в Амурской области? Кому-то интересно смотреть, скажем, лесопилку? Ладно бы полный цикл был: от бревна до стола. У нас это есть? Ну, пускай на самый большой, прогрессивный газоперерабатывающий завод! Серьёзно, это интересно неспециалисту? А если спецу: это туризм или обмен опытом?
Космодром: важные события типа запусков происходят - ну, пару раз в году. Остальное время – стены, атмосфера загадочная? Ну, создайте «бродилку»: здесь мы ставим ракету, здесь загружаем топливо, здесь сидят следящие за движением по орбите, здесь космонавты едят и отдыхают и т. д. Вложения, конечно, понадобятся, но это будет действующий аттракцион, который нет-нет да и протопчет дорожку в область. Но это событийный, а не промышленный туризм.
А то, что ГПЗ, космодром - режимные, стратегические, даже секретные объекты - с этим как? Всех пустят или не всех? А если не всех, зачем вообще об этом говорить? Или чиновники просто по предприятиям кинули клич, у кого что есть показать?
А на ГЭС что смотреть? Ну, только если это совместить с экологическим туризмом. Типа, вот аппарат, который вырабатывает электричество, а теперь пойдёмте уху из нашей местной щуки пробовать!
В Благовещенске, конечно, два-три достойных предприятия можно найти. Но какой нормальный руководитель пустит толпу народа, например, в кондитерский цех? Думаю, нужна как минимум справка о здоровье посетителя, если уж мы тут делаем продукты питания.
Будущую канатную дорогу расхваливают. И что, ехать только ради того, чтобы на неё посмотреть? Съездить в Китай - допустим, если он вообще откроется!
В общем, пока нет ощущения того, что люди, которые это придумали, реально в это верят сами. Это прекрасная возможность получить финансирование, отработать рабочие часы. Последние 20 лет, помню, постоянно обсуждалось создание в области каких-то туристических продуктов. Тема, конечно, благодатная - ещё и с той позиции, что можно годами дальше разговоров не уходить. Вот создали для отчёта эвенкийскую деревню в 2009 г., и никто там особо не бывает - добраться почти невозможно. Думаю, и в этот раз всё ограничится планами. Потому что у нас нет профессионалов в туризме, есть мечтатели. Я лично не видел ни одного конкретного сценария, предлагающего побывать в шкуре промышленного туриста. Тут скорее промышленный шпионаж напрашивается.
Может, лучше использовать экологическую нишу: приглашать на сбор ягод, на цветение лотосов - это хотя бы конкретика. Или давайте сосредоточимся на том же событийном туризме. Вот есть в Суздале День огурца - масса вариантов празднества! У нас, например, был День тыквы - интересный. Но последние годы его всё время отменяли: то эпидемия чумы свиней, то ковид, то санкции - праздник захирел… Я всегда старался, например, попасть в Австрию осенью - на праздник урожая в Вене. Сделайте и у нас сельхозярмарку! У нас есть конноспортивные клубы - придумайте какой-нибудь День лошади! Креатив нужен - китайцы же придумали себе зуболечебный туризм: на неделю люди туда ездят!
А вообще, наверное, сначала нужно создать репутацию места, чтобы вообще заставить человека в интернет-поисковике набрать «Амурская область». Поэтому лучше надавить, повторяю, на событийный туризм или бренды создавать.
Туризм - это создание таких условий, при которых хотелось бы, во-первых, сюда приехать, во-вторых, вернуться. Думаю, тому же Благовещенску не хватает какой-то улочки, где работают ремесленники - это было бы интересно и приезжим, и местным. И с чем-то особенным, а не с тем, что делают повсеместно.
Постоянно рассказываю о возможности создать тематический парк - прямо в городе, в нашем случае на набережной, чтобы из Хэйхэ его было видно. В определённых городах мира создаются некие агломерации в миниатюре. Вот и у нас можно собрать в одном месте копии и ГПЗ, и космодрома, и ГЭС. А ещё лучше сделать Россию в миниатюре, потому что заграница рядом. От массового туриста отбою не будет! А если заинтересовался, съезди уже на сам объект. Такой парк сам себя рекламирует. Придумайте что-то пусть одно, но чтобы оно работало постоянно - и народ потянется.