В "Авито" сообщили, что средняя цена туристического прицепа в РФ составляет 300 тыс. руб.
Средняя стоимость подержанного туристического прицепа с жилым модулем в России по ситуации на начало мая этого года составила 300 тыс. рублей, подсчитали эксперты классифайда "Авито" специально для "Газеты.Ru". Прицеп-палатка без различных удобств стоит 100 тыс. рублей, а просторные оборудованные "прицепы-дачи" в среднем продаются от 800 тыс. рублей. Остальные варианты для автопутешествий обойдутся сильно дороже. К примеру, так называемые кастенвагены – переоборудованные под жилье подержанные авто на базе коммерческих фургонов (Citroen, Peugeot, Fiat и др.) – стоят от 1,6 млн рублей. Такая же цена у альковных автодомов, специально построенных на базе серийных шасси автомобилей с кабиной. Покупателям больших полуинтегрированных автодомов придется приготовить несколько миллионов рублей. Причем аренда самого компактного прицепа-дачи сейчас в России стоит от 1,5 тыс. рублей в сутки, рассказывает представитель компании "Яхты на колесах" Александр Епифанцев. Такой транспорт может быть оборудован двумя спальными местами, кухней и туалетом. "За 1500 рублей в день у тебя появляется жилье, в нем можно приготовить поесть. Основная статья расходов – это топливо и еда", – объясняет собеседник, который сам недавно вернулся из путешествия в автодоме по Дагестану. Если же приобретать для путешествий новый прицеп со всеми необходимыми удобствами, то в его комплектации уже будут отопитель, кухня с плитой, посуда, биотуалет и запасное колесо, объясняет операционный директор компании Kemperus Мария Соколова. В список базовых опций также входят матрасы и постельное белье, а надувную лодку, к примеру, можно взять в аренду за 100 рублей в день. Среди большого разнообразия автодомов россияне чаще всего выбирают именно "прицепы-дачи". По словам Соколовой, это не только самый доступный вариант, но и самый простой - с буксировкой такого прицепа справляется даже обычный универсал типа Lada Largus. "При этом россияне начали активнее интересоваться отдыхом на природе: спрос на аренду прицепов вырос на 40%. Если у вас в машине можно поставить бак для воды на 100 литров, а также компрессорный холодильник, то с кемпером можно автономно путешествовать на протяжении недели и ни о чем не думать", – говорит Соколова из Kemperus. Цены растут За последние два-три года услуги на аренду прицепов в среднем по рынку подорожали в два раза, констатирует Александр Епифанцев из компании "Яхты на колесах". "Стремительно увеличивается и количество компактных прицепов, построенных в России. Правда, в них не очень удобно: помещение маленькое, да, и готовить приходится на улице, но людей это не смущает", – говорит Епифанцев. Благодаря санкциям российские производители получили большое количество заказов на производство, отмечают эксперты отрасли. Сейчас, по их словам, в производстве кемперов наблюдается дефицит осей для прицепов и дышл (тяга крепления автодома к фаркопу) а также оконных стекол. У некоторых производителей кемперов локализация такой техники достигла 95%. Сейчас на рынке туристических прицепов отечественные варианты представлены брендами "Фисташка", "Лаггар" и "Смарткемпер" и Kemperus, объясняет Епифанцев. Инфраструктуры не хватает Самыми популярными направлениями для путешествий в доме на колесах по России собеседники "Газеты.Ru" называют Крым, Краснодарский край, Республики Дагестан, Карелия и Алтай. Также россияне активно ездят в Белоруссию. Впрочем, условия для подобного отдыха в РФ сейчас не самые хорошие. "Инфраструктура постепенно становится лучше, но сейчас я бы ее оценила на три балла из пяти", – говорит Мария Соколова из Kemperus. Места для кемпинга с электричеством и канализацией чаще всего появляются в рамках уже существующих баз отдыха и гостиничных комплексов, уточняет Епифанцев. При этом в развитии системы мест стоянки для домов на колесах нет нужды, считает он. "Все жалуются на отсутствие инфраструктуры, но на самом деле - это мелочи. После фестиваля автодомов мы, к примеру, в течение двух недель не заезжали в кемпинги и даже не искали их – не было необходимости", – рассказывает собеседник. Чтобы заправить кемпер технической водой для умывания и мытья посуды, в дороге можно воспользоваться автомойками. Что касается питья, то обычно владельцы жилых прицепов заранее запасаются пятилитровыми бутылками с водой. С электричеством проблем возникнуть тоже не должно, уверены собеседники, поскольку даже построенные в России маленькие прицепы с арендой за 1,5 тыс. рублей в сутки могут быть оснащены солнечными панелями. Их заряда должно хватить, чтобы компенсировать всю потраченную энергию на гаджеты и лампочки. "Вчера мы были в Волгограде на Мамаевом кургане. И прямо там в "синей кабинке" на улице аккуратно опорожнили нашу туалетную кассету, – вспоминает представитель компании "Яхты на колесах". – Что касается утилизации воды после мытья посуды и душа – все обычно - ее просто сливаю на обочине", - поделился автопутешественник. Говоря о поиске мест для парковки, Епифанцев советует съезжать на несколько десятков метров от трассы в поисках живописной точки либо останавливаться на ночь у АЗС или придорожного кафе. "Когда мы ехали по трассе "Каспий" в Воронежской области, в полночь решили остановиться на отдых у обычного придорожного кафе. Рядом с ним стояли грузовики – верный знак, что это хорошее место для парковки", - объясняет он. Есть ли смысл Безусловно, турпутевка с гостиницей, питанием и перелетом туда и обратно в среднем обойдется дешевле, чем путешествие на арендованном автодоме даже среднего класса. Аренда хорошего кемпера доходит до 35 тыс. рублей в сутки. По подсчетам Ассоциации оздоровительного туризма, к примеру, тур в Геленджик в стандартном номере (это самая распространенная категория размещения) в начале этого июня уже продается в среднем за 70 тыс. рублей на неделю за двоих. Причем дополнительно есть вариант сэкономить со скидкой от государства, которая не распространяется на отдых в кемпинге. "При раннем бронировании и с использованием программы кешбэка номер будут стоить примерно 50 тыс. рублей", — говорил "Газете.Ru" Дмитрий Шаров из Ассоциации оздоровительного туризма. Автопутешествие может оказаться более дешевой альтернативой курортной поездке только, если брать в аренду дешевые прицепы, соглашается Александр Епифанцев. Но с кемпингом все иначе – это более деятельный отдых. Да, приходится искать, где подлить воды и слить туалет, но обычно запасов жидкостей хватает на два-три дня, аргументирует он. Один из плюсов автодома – сменить локацию гораздо проще, чем в условиях гостиничного отдыха, дополняет Соколова. Кроме того, покупка кемпера может окупиться в будущих путешествиях. "Допустим, вы покупаете кемпер за 500 тыс. рублей. Его можно использовать и зимой, и летом (сейчас все прицепы адаптированы под холодное время года). Для сравнения, учитывая траты на гостиницу и билеты, одна поездка с детьми в Великий Устюг, чтобы посмотреть родину Деда Мороза, обойдется в 200-300 тыс. рублей", – резюмировала она.