Круизные компании хотят избавить от налогов
Туроператорам, организующим круизный отдых, необходимы особые условия, чтобы их бизнес был выгодным, а люди смогли путешествовать по главным рекам страны за приемлемые деньги. О том, как подстегнуть развитие этого особого вида туризма, «Парламентской газете» рассказали эксперты.
Иностранцев заместили
Рынок круизного туризма в России должен вырасти в 1,6 раза к 2030 году, говорится в принятой в прошлом году госпрограмме «Развитие туризма». Пока, кажется, все идет хорошо. Открывая круизный сезон в апреле в Волгограде, глава Ростуризма Зарина Догузова сообщила, что спрос на путешествия по воде растет — в этом году такой вид отдыха выберут около 700 тысяч человек, рассчитывают в ведомстве. Круизы, по словам Догузовой, один из самых динамично развивающихся сегментов путешествий.
Путешествия по российским рекам особенно любили иностранные туристы — но теперь в их отсутствие рынок перестраивается на местного потребителя, рассказал «Парламентской газете» руководитель Комитета по внутреннему туризму Российского союза туриндустрии Илья Уманский.
«Наши люди поедут в круизы по другому, более низкому ценнику, но для компаний это возможность сохранить поток», — уверен он.
Если в других сегментах глубина бронирования путевок сейчас относительно небольшая, например, туры на зарубежные курорты люди покупают за несколько недель, а иногда и дней до поездки, то круизы многие предпочитают заказывать сильно заранее. Глубина доходит до года — то есть, только вернувшись из одного путешествия, люди уже думают о следующем отдыхе, объяснил Уманский.
Речной лоукостер
С прошлого года речные круизы можно покупать по программе туристического кешбэка, что, по данным Ассоциации туроператоров России, способствовало увеличению спроса на них на 25—30 процентов. За весеннее окно продаж количество бронирований круизных туров по сравнению с прошлым годом выросло в семь раз, отметили в Ростуризме. Всего, по словам Зарины Догузовой, с начала года круизы с кешбэком уже купили около ста тысяч человек.
Возврат пятой части стоимости тура позволил отправить теплоходы в первые майские круизы практически со стопроцентной загрузкой, рассказала «Парламентской газете» директор по развитию компании, специализирующейся на круизах, Светлана Гончарова. На корабле среднего класса один день путешествия по воде с полным пансионом обойдется в шесть тысяч рублей, есть предложения и с более низкой ценой — от трех тысяч рублей в день. Туроператоры даже ввели специальный «речной лоукостер», позволяющий туристам собрать свой недорогой пакет отдыха: им будет доступна вся инфраструктура и активности на лайнере, в программу можно включить или, наоборот, исключить из нее некоторые экскурсии, а питаться только завтраками.
Цены на отдых премиум-класса начинаются от восьми тысяч рублей в сутки, отметила Гончарова. Но самый востребованный сегмент — люксовый, где средний прайс составляет 12,5 тысячи за один день путешествия. За такие деньги обещают размещение в каютах высочайшей комфортности с балконом, блюда высокой кухни в ресторане и специальные экскурсионные программы.
В целом же, по словам эксперта, круизный отдых — наиболее универсальный. Он включает в себя и экологический, и исторический, и гастрономический туризм. В плавание можно отправиться всей семьей или выбрать теплоход только для взрослых: услуга «круиз без детей» — новинка сезона.
Новые суда и дешевая горючка
Самые судоходные реки России — Волга, Дон и Кама. Путешествуя по популярному маршруту из Москвы в Петербург, можно пройти по Волго-Балтийскому каналу, Ладожскому и Онежскому озерам. Один из самых долгих круизов — из Москвы в Астрахань и обратно — длится двадцать дней и проходит через 14 регионов. Вояж по Дону включает прохождение 15 регионов. В такой поездке любой человек способен открыть для себя Россию, не сомневается замглавы Комитета Госдумы по развитию туризма Сергей Кривоносов. Однако, чтобы эта сфера и дальше развивалась, а туры становились доступнее, туроператорам нужна поддержка.
«Нужно освободить их от налогов, в первую очередь от НДС, — уверен депутат. — Не нужно бояться выпадающих доходов — увеличение турпотока принесет в казну еще больше. Другая задача — расширять речной и морской флот, например, за счет аренды судов у того же Китая. И, конечно, вопросом особой важности является цена на топливо для теплоходов. Она должна быть особой, ниже рыночной — только это позволит специфической круизной сфере развиваться».
Свои предложения Сергей Кривоносов направил в Администрацию Президента РФ, обратив особое внимание на морские круизы, которых в стране совсем мало. В Черном море, по его словам, ходит единственный теплоход, и тот весьма древний.
«А ведь было поручение президента об организации такого вида отдыха — оно, считаю, пока не выполнено», — вздохнул депутат.
Инфраструктура круизного туризма сильно устарела: необходимо очищать фарватеры рек, обновлять шлюзы, модернизировать суда. Об этом «Парламентской газете» сказал первый вице-президент АТОР Владимир Канторович. Он напомнил, что круизный сезон в России недолгий — максимум 140 дней в году, а в Сибири еще меньше. Чтобы обеспечить окупаемость этому виду деятельности, потребуется дополнительная господдержка, считает эксперт.