Сколько теперь стоит отдохнуть со средним кошельком

Где решили отдохнуть россияне в нынешние длинные майские выходные, выяснили специалисты ВЦИОМ, проведя накануне праздников свой традиционный опрос. Большинство наших граждан, как выяснилось, предпочли поездкам в ближние и дальние края отдых на даче. Таковых 42%. Что на 8% больше, чем в прошлом году и почти на 30% по сравнению с доковидным 2019-м.

Сколько теперь стоит отдохнуть со средним кошельком
© Свободная пресса

Собирается за город каждый второй из представителей старшего поколения и жителей городов-миллионников.

Экскурсионный тур в другой город запланировали на праздники 8% соотечественников, в возрасте преимущественно 25-35 лет. Еще 3%, как и год назад, отправились на Черноморское побережье, где в последний месяц весны уже настоящее лето. В приоритете - давно «обжитые» соотечественниками курорты Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик. Желающих побывать в эти дни в Крыму 2% (минус один к прошлому году).

Сочи стали самым популярным российским первомайским направлением. Второе по популярности место у Кавказских Минеральных Вод. Затем идут Петербург, Подмосковье и Татарстан.

Но и заграница не забыта нашим российским человеком. Как ближняя, так и дальняя. Благо, карантинные ограничения во многих странах мира заметно ослабли, а где-то и вовсе отменены. Как выяснили социологи, из государств СНГ наиболее популярны ныне Абхазия, Белоруссия и Узбекистан. Среди стран дальнего зарубежья повышенный интерес, впрочем, как и все последние годы, к турам в ОАЭ, Египет, на Мальдивы, в Турцию. Последняя тут бесспорный лидер.

По данным Ассоциации туроператоров, она делит первенство с РФ по объемам продаж майских туров-2022. Которые (продажи), заметно выросли по сравнению с прошлым годом (плюс 26%). Но год назад действовали жесткие антиковидные правила, так что сравнение достаточно условное.

В прошлом году и цены были другие. Даже ещё минувшей зимой. Сейчас они прибавили от 15% до 89%, причем, абсолютно на всех направлениях – региональных, общероссийских, заграничных. Съездить на недельку вдвоем в ту же Турцию, с проживанием в отеле «три звезды», и точно не в Стамбуле или Анталье, без экскурсий, при одноразовом питании, обойдется от 70 тысяч рублей.

Примерно столько же при условии жесткой экономии «съест» и наш Крым, этой весной выбывший из топовой пятерки, в которой неизменно значился с 2015 года. Недешево было там и в более благоприятные с геополитической точки зрения времена.

В частности, в прошлом году, признанном властями Тавриды «одним из самых успешных» (согласно официальной статистике, более 5 млн. курортников побывало там за сезон), у среднестатистической семьи их трех человек уходило на все про все до 100 тысяч рублей.

Насколько выросли услуги на отдых в майский уикенд в нынешней непростой геополитической ситуации? Как может это повлиять на локацию россиян в летние отпуска? И она ли, эта ситуация, точнее, ее следствие в виде антироссийских санкций, основная причина дороговизны всего того, что связано с туризмом во всем его разнообразии? Чем, наконец, руководствуется среднестатистический житель РФ, выбирая, куда и на какой срок ехать в свободные от работы дни?

- Главное – доступность того места в России или за границей, которое хочется посетить. Знаю об этом наверняка по многочисленным встречам с горожанами, да и сама с дочкой регулярно путешествую, - сказала корреспонденту «СП» Алевтина Ильина, сотрудница одного из подразделений культуры Тобольска, это Тюменская область. – Буквально две недели назад мы с моей Ниной вернулись из Петербурга. Летали на выходные. Давно об этом мечтали, но уж больно неудобно, с пересадками, и довольно накладно было добираться от нас до берегов Невы.

Но недавно в Тобольске анонсировали прямой авиарейс до Северной столицы. Билеты всего 12 тысяч рублей в обе стороны. Мы и сорвались с места! Ночевали в небольшой гостинице в двадцати минутах ходьбы от метро. Заплатили 3,5 тысячи за двухместный номер с душем, телевизором, холодильником. Экскурсий не заказывали, сами выбирали куда пойти. Потратили на двоих менее 25 тысяч рублей. В бюджет уложились. Что хотели, посмотрели. Очень довольны поездкой. И с материальной, и со всех других точек зрения.

«СП»: - Много пассажиров набралось на этот рейс?

- Ни одного свободного кресла! Тобольчане известны своей тягой к перемене мест. В иные времена в городе на праздники мало кто оставался. В последние годы с поездками на курорты или в путешествие сибирякам стало сложнее. Но выбираются. Приоритеты? Краснодарский край и Турция. С недавних пор еще китайский «морской юг» - остров Хайнань, с его экзотикой и целебными процедурами по старинным рецептам...

Надо признать, что Алевтине из Тобольска сильно повезло с билетами на другой конец страны по смешной цене. Похоже, то был тестовый рейс от владельца авиакомпании. Поняв, что спрос будет, он с началом майских праздников поднял расценки до 8,5 тыс.в один конец.

С авиаперелетами на Север, Восток, Центр и Северо-Запад РФ проблем на данный момент нет. Соответственно, и с путешествиями в эти направления. Как признались туроператоры, организующие поездки по «Золотому кольцу России» (Владимир, Суздаль, Плес и еще несколько старинных городов), «наплыв туристов, как никогда большой». Но не дешевый, добавлю от себя. Знаю, потому, что собиралась с подругой проехать по «кольцу» на майские. Предлагаемые во Владимире хостелы не внушили доверия. «Недорогие комфортные отели» взвинтили цены. С переездами, экскурсиями, питанием и без учета дороги из Петербурга в Москву и оттуда во Владимир выходило не менее 30 тыс.на одного за два дня. Проще сгонять в Тобольск!

Схожая история в Сочи. И там практически все отели к маю подняли цены в среднем на десять процентов. По словам Валерия Сычева, заместителя гендиректора туроператора «Росюгкурорта», «подорожание составило приблизительно плюс 300-400 рублей за номер в сутки. К лету будет еще одно, на 700-1000 рублей…». Объясняет он увеличение стоимости размещения ростом цен на продукты, на постельное белье, расходные материалы и бытовую химию. «Возможно, отельеры перестраховываются «накрутками», поскольку цены растут каждый день буквально на все, и неизвестно, что будет дальше», - констатирует В. Сычев.

В Краснодарский край, как и на Крымский полуостров воздушное пространство по известной причине сейчас закрыто. Добраться туда путешественнику можно только по земле – поездом, автобусом, на личном автотранспорте. Отсюда и тоненький ручеек отечественных туристов, рискнувших отправиться в дальнюю дорогу.

В столицу Тавриды Симферополь из Петербурга по железной дороге трястись сутки и еще 13 часов за 6777 тыс. на верхней полке плацкарты (купе – от 11 тыс. руб.). Из Москвы – сутки и 5 часов за 5400 в плацкарте и 7700 в купе. Не каждому по нраву да и по карману.

- В Крым если ехать, то на машине, не иначе! И увидишь больше, и поймешь лучше, - уверен московский коллега Андрей П., заядлый турист, редкие выходные, тем более, праздники не запрягающий свой проверенный в дальних путешествиях джип. – С 2019-го года я с семьей трижды побывал на полуострове.

«СП»: - Каковы впечатления от долгого пути? Куда именно ездишь в Тавриде, и сколько времени уходит на дорогу до нужного места?

- Ездим в Севастополь. Очень любим этот город. Уходит на дорогу порядка полутора суток. Выезжаем из Москвы обычно не позже 5 утра и непременно в будний день. Иначе не избежать пробок практически на всей многокилометровой трассе «Дон». Качество полотна на ней разное. Есть вполне приличные участки. Есть «разбитые». При том, что и те, и другие – платные.

Численность платных участков год от года растет. Платить приходится даже там, где скорость ограничена 90 км. Не странно ли это для скоростной, как считается, дороги? Три года назад хотя бы действовали скидки. В частности, в будни. В прошлом году их отменили, что называется, без предупреждения. Рассчитываешь, выезжая, на одну стоимость поездки. Получается совсем иная.

«СП»: - У каждой платной дороги, согласно законодательству, должна быть альтернатива – идущая тем же курсом бесплатная.

- Есть таковая. Но ездить по ней чревато. «Убитая» настолько, что опасно передвигаться даже со скоростью 40 км/ч. Иными словами, хочешь угробить свою машину – сэкономь на платной трассе. Ближе к Краснодару начинаются нескончаемые пробки. Уж сколько раз местная власть обещала решить проблему – ничего, к сожалению, не меняется. Федеральная трасса доходит до Краснодара, где начинает «разбегаться» на множество плохоньких мелких второстепенных дорог. И очередных пробок. Я как-то даже прикорнуть успел, пока стоял в одной из них.

«СП»: - А на рейсовом автобусе не пробовал ездить в Севастополь?

- Быть пассажиром в автобусе не хотел бы. Во-первых, они ездят по тем же дорогам, что и легковые автомобили. Сидеть много часов в ограниченном пространстве мучительно. Разве что при необходимости сэкономить на поездке…

«СП»: - Во сколько обошлось тебе самое дорогое из трех путешествий в Севастополь?

- На порядок дешевле, чем если бы ехал поездом с женой и двумя детьми. А дорожная усталость компенсируется морем, солнцем, красотой черноморского Города русских моряков

Добавлю к этому, что и самолетом добираться в Крым намного дешевле. Прошлой осенью ваш корреспондент отправилась в Ялту рейсом РЖД за 5,5 тыс. рублей (верхняя полка плацкарты). Привычная к дальним дрогам и стукам колес, на этот раз я изрядно намучалась: и долго ехать, и душно в заполненном под завязку вагоне (окна все были почему-то наглухо закрыты), и соседи попались «не подарок». Обратно предпочла воздушный транспорт. Обошлось в 2,5 тыс. за три часа пути с горячим кофе в придачу.

Есть и другая причина, почему россияне в большинстве своем предпочитают крымским курортам турецкие.

- Сервис там другого уровня. И цены тоже, – сказала «СП» Вера Сергеевна В., сотрудница популярной в Северной столице туристической компании (одной из немногих, переживших пандемию с минимальными потерями). – Если где в России и можно похвалить качество услуг, то это, как правило, в отелях «люкс». Где, как вы понимаете, цены «космические», людям среднего достатка обычно недоступные. В отличие, опять же от Турции.

«СП»: - Что мешает достичь, или хотя бы приблизиться к ее уровню российским организаторам туриндустрии?

- Проблем много. Начиная с налоговым «хомутом» и заканчивая недостаточной профессиональной подготовкой тех, кто занят в этой сфере. Многие решили, что все «выстроится» само собой. Но так бывает разве что в сказках…