Из магазина App Store исчезли приложения российских авиакомпаний

"Просим пассажиров не переустанавливать приложение из-за отсутствия возможности повторного скачивания в магазине приложений App Store", - заявили в "Аэрофлоте". Пользователям советуют не удалять приложение, так как скачать его заново будет невозможно. Также недавно стало известно, что сотрудников российских авиакомпаний отключают от платформы myIDTravel, сервиса, который позволяет покупать билеты с большими скидками.

Из магазина App Store исчезли приложения российских авиакомпаний
© Российская Газета

Проблем с зарубежными сервисами ждали. Ранее минтранс уже предложил запретить российским авиакомпаниям использование зарубежных систем оформления авиабилетов, чтобы снизить риски дестабилизации авиаперевозок на фоне санкций. "Деятельность, связанная с разработкой, созданием и эксплуатацией автоматизированной системы оформления воздушных перевозок… должна осуществляться на основе отечественных компонентов организациями-резидентами РФ", - указано в пояснительной записке к проекту постановления правительства, разработанному министерством. Сейчас крупнейшие российские авиакомпании пользуются услугами в основном иностранных провайдеров систем бронирования.

Основные зарубежные системы бронирования - американские Sabre и Navitaire, испанский Amadeus. После введения западных санкций против России Sabre и Amadeus расторгли дистрибьютерские отношения с "Аэрофлотом".

В России есть две системы бронирования авиабилетов: Leonardo и "Онлайн резервейшн систем" (ОРС). Компании Red Wings, UTair, "Руслайн" и "Ямал" пользуются российской системой бронирования Leonardo, продуктом "РТ-Транском", совместного предприятия "Ростеха" и "Сирены-Трэвел". В начале апреля в "Ростехе" заявляли, что готовы обеспечить переход российских авиакомпаний на отечественную систему бронирования билетов. Резервная система готова к режиму экстренного перехода в течение суток, сказали в госкорпорации. "Аэрофлот", S7 и "Уральские авиалинии" до июня 2022 года могут заключить договоры с отечественными провайдерами, сообщал источник агентству "Интерфакс". Выбранные подрядчики, как ожидается, подготовят план по переходу авиакомпаний на отечественные системы до 30 октября 2022 года.

Переход авиакомпаний на отечественное ПО призван обеспечить достаточный уровень устойчивости систем бронирования и защиты данных, сказал замгендиректора "Ростеха" Александр Назаров. "Разговор об этом идет несколько лет, но только сейчас многие участники рынка начинают понимать всю серьезность проблемы. Использование зарубежных систем является небезопасным. Это может привести к утечкам чувствительной информации, сбоям и коллапсу отрасли пассажирских авиаперевозок", - считает Назаров. В "Ростехе" отмечают, что тарифы Leonardo ниже импортных аналогов.

В компании ОРС также отметили рост спроса на их систему. Недавно ОРС выиграла тендер для S7 и итрус", отметил Игорь Константинов, заместитель генерального директора ОРС. Однако, по его словам, процесс перехода на российские системы сложен из-за необходимости решить технологические вопросы.

Базы данных глобальных систем бронирования находятся в других странах и при регистрации любого пассажира даже на внутрироссийский рейс его персональные данные уходят за границу, поясняет руководитель портала "Авиа.ру" Роман Гусаров. Получается, что любая зарубежная страна может узнать все данные пассажира. При этом такие данные не доступны российским структурам. Даже сами авиакомпании в России получают информацию о пассажирах за сутки до полета.

"А главное, что нас могут в любой момент отключить от глобальной системы, и тогда мы даже не сможем летать внутри страны. Например, надо вернуть билеты, а кому возвращать - не будет этих данных", - говорит Гусаров. Точно так же, как нас лишили возможности пользоваться приложениями, могут отключить и от сервисов для покупки билетов, замечает он. Покупая билет на сайте компании, мы все равно бронируем билет через одну из глобальных систем, и оплата уходит туда. В России действуют отечественные системы, так что есть на что переходить. Нужно построить дата-центры, но это вопрос финансирования, он решаемый, отмечает Гусаров.